Обсуждая в недавнем моем материале временнЫе парадоксы, создаваемые Сарой Коннор в серии фильмов о терминаторах, я вспомнил о том, что давным-давно читал одно любопытное фанатское предположение. Мол, тема взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего - это идея, которой Джеймс Кэмерон просто одержим, и вставляет отсылки к ней в каждый свой фильм. Даже в "Титаник", где Джек по сути является гостем из будущего, отправленным в 1912-й, чтобы задать течению истории правильное направление. Поверхностное гугленье ни к чему не привело (везде авторы ограничиваются перечислением нестыковок), и Киновед в штатском решил самостоятельно подобрать аргументы в пользу этой смелой теории, а заодно выяснить, какие цели преследовал хронопутешественник, посланный на верную гибель...
Начнем с того, почему вообще я решил, что Джек - путешественник во времени? Да, Кэмерон показывает героя Леонардо ДиКаприо легкомысленным мальчишкой, порождением смены веков, лихим мошенником, коих в то время было множество, но есть пара деталей, позволяющих разглядеть в мистере Доусоне кое-что более интересное.
Первую вы можете легко найти в любой подборке киноляпов - Джек упоминает информацию, о которой не должен иметь представления. Например, он говорит, что рыбачил на озере Висотта, но дело в том, что это искусственный водоем, и сооружен он был только в 1917 году, через пять лет после гибели "Титаника". Следом молодой человек обещает Розе поездку на головокружительных аттракционах на пирсе Санта-Моники в Лос-Анджелесе. И снова мимо - пирс к 1912 году построен был, а вот карусели и горки на нем установили только в 1916-м. А ведь Джек не просто упоминает о них, как о каких-то мечтах (тут можно угадать), он утверждает, что был там. Как?!
Идем дальше. Вспомните, в чем Джек Доусон хранил свои нехитрые пожитки - верно, у него был рюкзак. Но здесь у отправителей героя в прошлое снова случилась накладка - в начале ХХ века рюкзаками пользовались только военные, и их ранцы, разумеется, выглядели совсем иначе. Не стану говорить, что гражданских рюкзаков не было вообще - первая заплечная сумка археологами обнаружена в египетской гробнице за спиной мумии - но распространение в народе они получили только в 1930-х, до того более уместными выглядели обычные плечевые мешки или торбы.
Наконец, прическа Джека, сделавшая Леонардо ДиКаприо кумиром миллионов девчонок по всему свету. Этот пункт можно считать притянутым за уши, но все-таки главный герой заметно выделяется, именно благодаря незаурядной внешности. Просто отметим, что для того времени подобная стрижка была совсем нехарактерна для британской молодежи. Сверстники Джека скорее предпочитали бритые виски и затылки, а-ля персонажи сериала "Острые козырьки".
Теперь посмотрим, как Джек ведет себя на корабле. До роковой встречи с Роуз Дьюитт Бьюкейтер, он просто болтается по кораблю, но это всего лишь видимость. На самом деле наш "пришелец из будущего" рекогнисцировал место будущего подвига и высматривал того, кто должен был стать его главной целью. Да, очевидно, Джек прибыл спасти кого-то из пассажиров первого класса, но кого, он еще не знает. Поэтому-то он и ошивается на палубе в ночь, когда Роуз решила броситься за борт - время поджимает, скоро столкновение, но ключевое событие пока так и не произошло.
Что за ключевое событие? Прыжок Роуз в океан, конечно. Джек выжидал кого-то из пассажиров-аристократов, кто по той или иной причине может оказаться за бортом "Титаника" - только так можно объяснить странное поведение молодого человека. Вместо сна парень бесцельно шатается по палубе посреди ночи. Апрельской ночью. На севере Атлантики. При ночных температурах воздуха ниже нуля и колоссальной влажности. Ну да, ну да... Как бы то ни было, Джек оказался рядом с Роуз именно тогда, когда та хотела расстаться с жизнью. И он не только спас ее, он вдохнул в молодую девушку жажду жить, подарил веру в любовь, а ценой собственной жизни еще и дал всем нам веру в человечество. Но остается еще один вопрос - а для чего все это было?
На это напрашивается простой ответ - Джек нужен был на "Титанике", чтобы сохранить жизнь Роуз. Но это ложный путь. Просто потому, что никакого особого толка, простите за прямоту, от Роуз в последующей ее жизни не было. Она не родила предводителя сопротивления терминаторам, не стала победительницей инопланетных захватчиков, не совершила великих научных открытий и не написала значимых книг. Да, она стала матерью и бабушкой, но это не самое впечатляющее достижение. Тогда ради чего погиб прибывший из будущего Джек?..
Все складывается, если взглянуть на ситуацию чуть под другим углом. А что, если целью Джека было не спасение конкретной девушки, а наоборот - массовая гибель других пассажиров и членов экипажа и затопление "Титаника"? Представьте, что план расставания с жизнью Роуз удался и за бортом оказалась девушка из числа пассажиров первого класса. Это непременно вызвало бы реакцию команды, ход судна был бы остановлен, была бы предпринята какая-то спасательная операция. И хотя шансов спасти ее было бы немного, такая остановка полностью перекроила бы тайминг встречи "Титаника" с айсбергом. Может быть, столкновения вообще не было бы - в безлунную ночь судно и льдина просто разминулись бы, не заметив друг друга.
Скажете, и хорошо? Надо было дать ей спрыгнуть и потом поднять тревогу, чтобы команда занялась спасением одного человека, но невольно сохранила бы жизнь другим полутора тысячам потенциальных мертвецов? И снова вы думаете слишком локально - Джек-то прибыл из будущего явно не ради 1500 утопленников. Чтобы понять его истинные цели, нужно посмотреть, а что изменилось в мире после гибели "Титаника"? А изменения произошли весьма впечатляющие. Прежде всего, на судах стали серьезнее относиться к безопасности пассажиров и команды - были пересмотрены нормы оснащения шлюпками, изменены правила хранения спасательных жилетов. Отныне встреча даже с малыми айсбергами влекла смену курса или изменение скорости хода. Еще серьезнее отнеслись к трагедии береговые службы. В частности, именно после крушения "Титаника" ВМС США стали отслеживать плавучие льдины и оповещать об их появлении гражданские суда. Каждое судно после этого было оборудовано как минимум двумя прожекторами и радиостанцией, а радисты были обязаны прослушивать эфир круглосуточно.
В связи с этим, есть все основания предполагать, что Джек был послан из будущего в 1912 год не для того, чтобы спасти от смерти конкретную девушку, а чтобы заставить общество поверить в возможность гибели грандиозного судна, столкнувшегося с айсбергом. И тем самым предотвратить какую-то еще большую катастрофу или несколько катастроф, ведь тот же "Титаник" должен был в будущем вернуться из Америки в Европу, и кто знает, кто мог быть его пассажиром на обратном пути.
Такая теория ставит перед всеми нами любопытный вопрос о "допустимых жертвах". Ведь не останови Джек Роуз, и "Титаник" мог бы бороздить воды еще долгие годы, а его пассажиры в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года даже не проснулись бы, продолжая плыть на самом безопасном судне в истории. А если гибель полутора тысяч невинных приводит к пересмотру правил судоходства и спасению многих других жизней? Будем считать, что у отправителей Джека Доусона, да и у него самого, было достаточно аргументов для того, чтобы именно таким образом выстроить линию времени и событий. И будем готовы к тому, что пришельцы из будущего могут оказаться кем угодно и где угодно...
Смотрите кино, читайте о кино, думайте о кино. Увидимся.