Найти тему
Киновед в штатском

"Титаник" или "Терминатор": Джек прибыл из будущего, чтобы потопить корабль

Обсуждая в недавнем моем материале временнЫе парадоксы, создаваемые Сарой Коннор в серии фильмов о терминаторах, я вспомнил о том, что давным-давно читал одно любопытное фанатское предположение. Мол, тема взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего - это идея, которой Джеймс Кэмерон просто одержим, и вставляет отсылки к ней в каждый свой фильм. Даже в "Титаник", где Джек по сути является гостем из будущего, отправленным в 1912-й, чтобы задать течению истории правильное направление. Поверхностное гугленье ни к чему не привело (везде авторы ограничиваются перечислением нестыковок), и Киновед в штатском решил самостоятельно подобрать аргументы в пользу этой смелой теории, а заодно выяснить, какие цели преследовал хронопутешественник, посланный на верную гибель...

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Начнем с того, почему вообще я решил, что Джек - путешественник во времени? Да, Кэмерон показывает героя Леонардо ДиКаприо легкомысленным мальчишкой, порождением смены веков, лихим мошенником, коих в то время было множество, но есть пара деталей, позволяющих разглядеть в мистере Доусоне кое-что более интересное.

Первую вы можете легко найти в любой подборке киноляпов - Джек упоминает информацию, о которой не должен иметь представления. Например, он говорит, что рыбачил на озере Висотта, но дело в том, что это искусственный водоем, и сооружен он был только в 1917 году, через пять лет после гибели "Титаника". Следом молодой человек обещает Розе поездку на головокружительных аттракционах на пирсе Санта-Моники в Лос-Анджелесе. И снова мимо - пирс к 1912 году построен был, а вот карусели и горки на нем установили только в 1916-м. А ведь Джек не просто упоминает о них, как о каких-то мечтах (тут можно угадать), он утверждает, что был там. Как?!

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Идем дальше. Вспомните, в чем Джек Доусон хранил свои нехитрые пожитки - верно, у него был рюкзак. Но здесь у отправителей героя в прошлое снова случилась накладка - в начале ХХ века рюкзаками пользовались только военные, и их ранцы, разумеется, выглядели совсем иначе. Не стану говорить, что гражданских рюкзаков не было вообще - первая заплечная сумка археологами обнаружена в египетской гробнице за спиной мумии - но распространение в народе они получили только в 1930-х, до того более уместными выглядели обычные плечевые мешки или торбы.

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Наконец, прическа Джека, сделавшая Леонардо ДиКаприо кумиром миллионов девчонок по всему свету. Этот пункт можно считать притянутым за уши, но все-таки главный герой заметно выделяется, именно благодаря незаурядной внешности. Просто отметим, что для того времени подобная стрижка была совсем нехарактерна для британской молодежи. Сверстники Джека скорее предпочитали бритые виски и затылки, а-ля персонажи сериала "Острые козырьки".

Промо сериала "Острые козырьки"
Промо сериала "Острые козырьки"

Теперь посмотрим, как Джек ведет себя на корабле. До роковой встречи с Роуз Дьюитт Бьюкейтер, он просто болтается по кораблю, но это всего лишь видимость. На самом деле наш "пришелец из будущего" рекогнисцировал место будущего подвига и высматривал того, кто должен был стать его главной целью. Да, очевидно, Джек прибыл спасти кого-то из пассажиров первого класса, но кого, он еще не знает. Поэтому-то он и ошивается на палубе в ночь, когда Роуз решила броситься за борт - время поджимает, скоро столкновение, но ключевое событие пока так и не произошло.

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Что за ключевое событие? Прыжок Роуз в океан, конечно. Джек выжидал кого-то из пассажиров-аристократов, кто по той или иной причине может оказаться за бортом "Титаника" - только так можно объяснить странное поведение молодого человека. Вместо сна парень бесцельно шатается по палубе посреди ночи. Апрельской ночью. На севере Атлантики. При ночных температурах воздуха ниже нуля и колоссальной влажности. Ну да, ну да... Как бы то ни было, Джек оказался рядом с Роуз именно тогда, когда та хотела расстаться с жизнью. И он не только спас ее, он вдохнул в молодую девушку жажду жить, подарил веру в любовь, а ценой собственной жизни еще и дал всем нам веру в человечество. Но остается еще один вопрос - а для чего все это было?

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

На это напрашивается простой ответ - Джек нужен был на "Титанике", чтобы сохранить жизнь Роуз. Но это ложный путь. Просто потому, что никакого особого толка, простите за прямоту, от Роуз в последующей ее жизни не было. Она не родила предводителя сопротивления терминаторам, не стала победительницей инопланетных захватчиков, не совершила великих научных открытий и не написала значимых книг. Да, она стала матерью и бабушкой, но это не самое впечатляющее достижение. Тогда ради чего погиб прибывший из будущего Джек?..

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Все складывается, если взглянуть на ситуацию чуть под другим углом. А что, если целью Джека было не спасение конкретной девушки, а наоборот - массовая гибель других пассажиров и членов экипажа и затопление "Титаника"? Представьте, что план расставания с жизнью Роуз удался и за бортом оказалась девушка из числа пассажиров первого класса. Это непременно вызвало бы реакцию команды, ход судна был бы остановлен, была бы предпринята какая-то спасательная операция. И хотя шансов спасти ее было бы немного, такая остановка полностью перекроила бы тайминг встречи "Титаника" с айсбергом. Может быть, столкновения вообще не было бы - в безлунную ночь судно и льдина просто разминулись бы, не заметив друг друга.

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Скажете, и хорошо? Надо было дать ей спрыгнуть и потом поднять тревогу, чтобы команда занялась спасением одного человека, но невольно сохранила бы жизнь другим полутора тысячам потенциальных мертвецов? И снова вы думаете слишком локально - Джек-то прибыл из будущего явно не ради 1500 утопленников. Чтобы понять его истинные цели, нужно посмотреть, а что изменилось в мире после гибели "Титаника"? А изменения произошли весьма впечатляющие. Прежде всего, на судах стали серьезнее относиться к безопасности пассажиров и команды - были пересмотрены нормы оснащения шлюпками, изменены правила хранения спасательных жилетов. Отныне встреча даже с малыми айсбергами влекла смену курса или изменение скорости хода. Еще серьезнее отнеслись к трагедии береговые службы. В частности, именно после крушения "Титаника" ВМС США стали отслеживать плавучие льдины и оповещать об их появлении гражданские суда. Каждое судно после этого было оборудовано как минимум двумя прожекторами и радиостанцией, а радисты были обязаны прослушивать эфир круглосуточно.

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

В связи с этим, есть все основания предполагать, что Джек был послан из будущего в 1912 год не для того, чтобы спасти от смерти конкретную девушку, а чтобы заставить общество поверить в возможность гибели грандиозного судна, столкнувшегося с айсбергом. И тем самым предотвратить какую-то еще большую катастрофу или несколько катастроф, ведь тот же "Титаник" должен был в будущем вернуться из Америки в Европу, и кто знает, кто мог быть его пассажиром на обратном пути.

Кадр со съемок фильма "Титаник"
Кадр со съемок фильма "Титаник"

Такая теория ставит перед всеми нами любопытный вопрос о "допустимых жертвах". Ведь не останови Джек Роуз, и "Титаник" мог бы бороздить воды еще долгие годы, а его пассажиры в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года даже не проснулись бы, продолжая плыть на самом безопасном судне в истории. А если гибель полутора тысяч невинных приводит к пересмотру правил судоходства и спасению многих других жизней? Будем считать, что у отправителей Джека Доусона, да и у него самого, было достаточно аргументов для того, чтобы именно таким образом выстроить линию времени и событий. И будем готовы к тому, что пришельцы из будущего могут оказаться кем угодно и где угодно...

Смотрите кино, читайте о кино, думайте о кино. Увидимся.