Все больше городских тротуаров теряет свою асфальтовую корку, преображаясь в подобие роскошного ковра. Здесь и геометрические узоры, и фантастические животные, и все прочее...
Казалось бы благое дело!
Однако....
Технология укладки плитки оговаривается в следующих руководящих документах:
- ГОСТ 17608-91;
- СНиП Ш-8-76;
- СНиП Ш-10-75;
- инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;
- ТУ 400-1-190-79.
По этим документам работа проводится в 3 этапа:
1) Подготовительный этап работ включает в себя следующее:
- геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
- разметка земельного участка;
- проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
- доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.
2) Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:
- первый слой должен быть песчаным;
- основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;
3) Далее последовательность работ должна быть следующей:
- установка бортовых камней по периметру;
- насыпание подстилающего песчаного слоя;
- создания основания;
- укладка тротуарной плитки на основание;
- заполнение межплиточных швов.
В результате должно получиться примерно такая структура:
Однако в отличие от асфальта, мы получаем не сплошную структуру, а всего лишь набор уложенной в определенном порядке плитки, которая держится на своем месте только под силой собственного веса.
И тут нужно вспомнить о городских коммуникациях, особенно подземных, и особенно тех, которые связаны с доставкой потребителю горячей воды.
Не секрет, что плановая замена подземных коммуникаций в большинстве наших городов практически остановилась в 90-е годы, и сейчас процент износа труб, проложенных еще в конце XX века превышает все допустимые нормы. В результате городское хозяйство не в состоянии заменить все трубы, выслужившие установленные сроки, поэтому замена осуществляется так сказать явочным порядком - где прорыв, там и меняем.
Что же будет с тротуарной плиткой, когда под ней произойдет разрыв трубопровода с горячей водой? Если разрыв будет большой, то произойдет быстрое размытие несущих слоев и провал плитки. Однако это еще не так страшно, так как в этом случае на поверхности уже будет заметен пар, и люди, будут обходить опасное место.
Гораздо опаснее постепенное поступление воды в несущие слои грунта из не разорванной, только еще лишь сочащейся трубы. В этом случае размыв будет происходить постепенно, не заметно ни для городских служб, ни для пешеходов. А потом, когда труба фактически лопнет - размыв произойдет моментально. И хорошо, если в это время наверху никого не окажется....
А что же асфальт?
Да, асфальт тоже проваливается:
Однако такие провалы происходят как правило только под автотранспортом, при этом люди находящиеся в машине имеют неизмеримо больше шансов на спасение, чем человек, под ногами которого тротуарная плитка внезапно исчезает, и он оказывается в яме с кипятком.... Все же толщина асфальтовой корки достаточно велика.
Какой же можно из этого сделать вывод?
Очевидно не следует укладывать тротуарную плитку там, где имеются подземные магистрали, особенно с горячей водой, например ее использование можно было бы ограничить парковыми зонами, где нет подобных коммуникаций.
Ну и если Вы заметили выходящий на поверхность пар - лучше обойдите это место стороной. Берегите себя.