Инди-бум в анимации
Разумеется, "отель Хазбин" не первый независимый мультфильм в мире. Монти Оум, ещё когда был жив, целые франшизы таких запускал. Но между Монти Оумом и Вивьен Медрано есть небольшая, но важная разница. Монти Оум просто делал качественные мульты, постепенно, за счёт узкой фанбазы поднимая бюджет с двух бутылок пива, до ящика пива и сандвичей.
То есть, в целом, кроме фанатов, на его творчество всем было плевать (хоть и зря). Вивьен Медрано же смогла дать своему детищу не только бюджет и продакшен, но и... маркетинг. Вышла пилотная серия, и Интернет просто взорвался. Взрыв был не очень большой и яркий, но взрывная волна достигла каждого блогера, который хоть как-то связан с темой анимации или популярной культуры.
То есть, "отель Хазбин" не является уникальным в своём роде. Он просто... сделал то, что делают другие, лучше. Он обратил на себя внимание. Заставил слушать. И, тем самым, метафорически обозначил важную культурную веху: он обозначил начало эпохи инди-бума в анимации.
Студии трусливы
Студии трусливы. Лишь единицы проектов осмеливаются отказаться от самоцензуры. Их все можно перечислить по пальцам одной руки: "Южный Парк", "Рик и Морти", "Гриффины", мульты из семейки "Симпсонов", давно лишившиеся зубов. Каждый из этих мультов люди любят просто за сам факт того, что он вообще вышел.
Однако, даже "Южный Парк" вынужден всё время думать о цензуре. Не то, чтобы ему это сильно мешало. В конце концов, для Троя Паркера и Мэтта Стоуна война с цензурой - это забавная игра. А вот инди-анимации не нужно воевать с цензурой. Не нужно думать о цензуре. А ведь цензура связана не только с запретными темами, но и с реакцией фокус-групп. Крупные студии попросту побоятся воплотить то, что может хотя бы чуточку расстроить то, что они приняли за целевую аудиторию.
Это дёшево: и это особенно смешно, учитывая, что дешёвая анимация инди-студий, зачастую оказывается более качественной и впечатляющей, чем то, что вышло из-под пера художников на зарплате: в последние десятилетия даже Дисней серьёзно удешевил свою анимацию, хотя, в своё время, был эталоном качественной мультипликации. Просто сравните выходивший с 2007 по 2015 мультсериал "Финеас и Ферб" с тем же "Чёрным плащом" девяностых.
Диснеевская принцесса в Аду
Если вы прочитали более чем одну статью на этом канале, посвящённую культуре, вы могли заметить, что НМ любит реконструкцию. Не скучную и унылую "деконструкцию", а именно качественную, последовательную "реконструкцию". Это такой приём, когда уже деконструированный и разрушенный до основания образ воссоздают заново так, чтобы следующему любителю деконструкции было сложней придраться. Так вот... вы уже поняли, к чему подводка.
Это сюжетно: главную героиню всего действа зовут Чарли. И она принцесса. Принцесса Ада. Более того, она абсолютно типичная диснеевская принцесса, желающая "большего". Но у неё есть абсолютно достойная причина "желать большего". Она, как и полагается хорошему правителю, хочет для своего народа добра, а потому, собирается открыть лечебный санаторий (который она упорно зовёт "отель") для того, чтобы грешные души демонов могли пройти реабилитацию и попасть в хорошее место.
Оказывается, для того, чтобы образ диснеевской принцессы работал, достаточно поменять всего несколько переменных. Её желание должно быть конкретным и понятным, а её окружение - прямо подталкивающим к этому желанию. Однако, наша принцесса Чарли отнюдь не единственный персонаж, прошедший реконструкцию.
Толерантная нетолерантность
Вообще, через реконструкцию тут пропустили всё, включая сам жанр кандальных комедий. Всё действо происходит в Аду. Буквально. Поэтому, весь происходящий кругом бардак не кажется неуместным. Скажите, вы можете поверить в мир, показанный в "Южном парке" или в "Гриффинах"? Разумеется, нет. Он слишком странный, хотя и пытается выдавать себя за "наш мир". Но в "отеле Хазбин" убийство ближнего своего ради шутки - вещь совершенно уместная. Но, самое главное, это не шокирует, так как Вивьен Медрано демонстрирует всю жестокость по принципу буффонады "Тома и Джерри".
Вивьен явно понимает, что делает. Её шутки работают на многих уровнях, а абсолютно любая вызывающая дичь не раздражает. Например, меня, ярого гомофоба и противника феминизма третьей волны ничуть не смущали Анджел Даст и Вегги, являющиеся, открытым геем и феминисткой-мужененавистницей, соответственно.
Это нипонятна: среди главных героев гей и феминистка. Это толерантно? Наверное, да. Но ведь место действия - ад. Значит ли, что феминистки и геи попадают в ад? Это всё ещё толернатно? Наверное, нет... нипонятна.
Ах, да, насколько стереотипна диснеевская принцесса Чарли, настолько же стереотипно её окружение. Реконструировать образ манерного гея так, чтобы он выглядел круче любого современного аналога - это надо уметь.
Радуга и солнце есть у беса
А ещё, тут поют. Совсем, как в классических диснеевских мультфильмах. Мой личный фаворит, "Радуга и солнце есть у беса". Если вам понравится выложенный под ссылкой отрывочек (актуальный видеоряд начинается с 1:03, и я в ссылке для вас уже любезно его подвинул), значит, вам понравится вся серия.
Самое прекрасное в этих песнях то, что никто никогда не делает вид, что песни не было. Знаете, как это происходит обычно? Персонаж начинает петь. Вокруг начинает происходить клиповая вакханалия, а затем никто не вспоминает об этих танцующих солдатах, оживших статуях, или что там было. В "отеле Хазбин" каждая песня происходила на самом деле. Принцесса Чарли поёт, а Вегги устало фейспалмит. Вся клиповая вакханалия происходит на самом деле, и объясняется легко: наши герои в аду, и все спецэффекты творят своей демонической магией.
Если вкратце, то, да... "отель Хазбин" вполне себе может что-то дать культуре, помимо самого факта независимой анимации. Потому, если вам есть 18 лет (хотя, во времена моей юности такое смотрели уже в 11), вам стоит оценить это творение и составить о нём своё непопулярное мнение.