Найти в Дзене
Непопулярное мнение

Почему "Отель Хазбин" главное культурное событие 2019 года?

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вы слышали об "отеле Хазбин"? Это абсолютно независимый мультипликационный сериал, совсем недавно разродившийся полноценным пилотным эпизодом. И когда я говорю "полноценным", я имею в виду, что уровень продакшена равен тому, что можно было бы пустить по телевизору. Поверьте мне, это дорогого стоит, так как, обычно, пилоты снимаются на деньги крупных студий. Даже когда на сериал собираются донаты, как правило, это нужно только для того, чтобы представить студии некую демку и выбить денег на пилот. В любом случае, наш сегодняшний гость достоин внимания кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Вы слышали об "отеле Хазбин"? Это абсолютно независимый мультипликационный сериал, совсем недавно разродившийся полноценным пилотным эпизодом. И когда я говорю "полноценным", я имею в виду, что уровень продакшена равен тому, что можно было бы пустить по телевизору. Поверьте мне, это дорогого стоит, так как, обычно, пилоты снимаются на деньги крупных студий. Даже когда на сериал собираются донаты, как правило, это нужно только для того, чтобы представить студии некую демку и выбить денег на пилот. В любом случае, наш сегодняшний гость достоин внимания кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики.

Инди-бум в анимации

Разумеется, "отель Хазбин" не первый независимый мультфильм в мире. Монти Оум, ещё когда был жив, целые франшизы таких запускал. Но между Монти Оумом и Вивьен Медрано есть небольшая, но важная разница. Монти Оум просто делал качественные мульты, постепенно, за счёт узкой фанбазы поднимая бюджет с двух бутылок пива, до ящика пива и сандвичей.

То есть, в целом, кроме фанатов, на его творчество всем было плевать (хоть и зря). Вивьен Медрано же смогла дать своему детищу не только бюджет и продакшен, но и... маркетинг. Вышла пилотная серия, и Интернет просто взорвался. Взрыв был не очень большой и яркий, но взрывная волна достигла каждого блогера, который хоть как-то связан с темой анимации или популярной культуры.

То есть, "отель Хазбин" не является уникальным в своём роде. Он просто... сделал то, что делают другие, лучше. Он обратил на себя внимание. Заставил слушать. И, тем самым, метафорически обозначил важную культурную веху: он обозначил начало эпохи инди-бума в анимации.

И если вы не понимаете, насколько важен для культуры "инди-бум", просто обратим ваше внимание на то, что "инди-бум" уже случился в игроиндустрии. Разумеется, часть геймерского сообщества всё ещё смотрит в рот крупным издателям... однако, те самые крупные издатели сами следят за инди-рынком, где талантливые одиночки и маленькие коллективы творят то, на что крупные студии не решились бы, ни в жизнь. То есть, у игрового сообщества появилось больше возможностей контролировать игровую культуру.
И если вы не понимаете, насколько важен для культуры "инди-бум", просто обратим ваше внимание на то, что "инди-бум" уже случился в игроиндустрии. Разумеется, часть геймерского сообщества всё ещё смотрит в рот крупным издателям... однако, те самые крупные издатели сами следят за инди-рынком, где талантливые одиночки и маленькие коллективы творят то, на что крупные студии не решились бы, ни в жизнь. То есть, у игрового сообщества появилось больше возможностей контролировать игровую культуру.

Студии трусливы

Студии трусливы. Лишь единицы проектов осмеливаются отказаться от самоцензуры. Их все можно перечислить по пальцам одной руки: "Южный Парк", "Рик и Морти", "Гриффины", мульты из семейки "Симпсонов", давно лишившиеся зубов. Каждый из этих мультов люди любят просто за сам факт того, что он вообще вышел.

Однако, даже "Южный Парк" вынужден всё время думать о цензуре. Не то, чтобы ему это сильно мешало. В конце концов, для Троя Паркера и Мэтта Стоуна война с цензурой - это забавная игра. А вот инди-анимации не нужно воевать с цензурой. Не нужно думать о цензуре. А ведь цензура связана не только с запретными темами, но и с реакцией фокус-групп. Крупные студии попросту побоятся воплотить то, что может хотя бы чуточку расстроить то, что они приняли за целевую аудиторию.

Это дёшево: и это особенно смешно, учитывая, что дешёвая анимация инди-студий, зачастую оказывается более качественной и впечатляющей, чем то, что вышло из-под пера художников на зарплате: в последние десятилетия даже Дисней серьёзно удешевил свою анимацию, хотя, в своё время, был эталоном качественной мультипликации. Просто сравните выходивший с 2007 по 2015 мультсериал "Финеас и Ферб" с тем же "Чёрным плащом" девяностых.
Ладно, мы тут уже какое-то время распинаемся о культурной значимости "отеля Хазбин", но, парадоксальным образом ещё ни разу не коснулись самого сериала. Что же он собой представляет? Имеет ли смысл тратить полчаса своей жизни на просмотр пилота этого мультсериала, или кроме глобальной культурной роли, связанной с такими скучными вещами, как "продакшен", "маркетинг" и "финансирование", наш гость больше ничего не может предоставить?
Ладно, мы тут уже какое-то время распинаемся о культурной значимости "отеля Хазбин", но, парадоксальным образом ещё ни разу не коснулись самого сериала. Что же он собой представляет? Имеет ли смысл тратить полчаса своей жизни на просмотр пилота этого мультсериала, или кроме глобальной культурной роли, связанной с такими скучными вещами, как "продакшен", "маркетинг" и "финансирование", наш гость больше ничего не может предоставить?

Диснеевская принцесса в Аду

Если вы прочитали более чем одну статью на этом канале, посвящённую культуре, вы могли заметить, что НМ любит реконструкцию. Не скучную и унылую "деконструкцию", а именно качественную, последовательную "реконструкцию". Это такой приём, когда уже деконструированный и разрушенный до основания образ воссоздают заново так, чтобы следующему любителю деконструкции было сложней придраться. Так вот... вы уже поняли, к чему подводка.

Это сюжетно: главную героиню всего действа зовут Чарли. И она принцесса. Принцесса Ада. Более того, она абсолютно типичная диснеевская принцесса, желающая "большего". Но у неё есть абсолютно достойная причина "желать большего". Она, как и полагается хорошему правителю, хочет для своего народа добра, а потому, собирается открыть лечебный санаторий (который она упорно зовёт "отель") для того, чтобы грешные души демонов могли пройти реабилитацию и попасть в хорошее место.

Оказывается, для того, чтобы образ диснеевской принцессы работал, достаточно поменять всего несколько переменных. Её желание должно быть конкретным и понятным, а её окружение - прямо подталкивающим к этому желанию. Однако, наша принцесса Чарли отнюдь не единственный персонаж, прошедший реконструкцию.

Кстати, о том, что Чарли, всё-таки, демон, нам не забывают напоминать время от времени. Милая розовощёкая милашка, вещающая о розовых поняшах и искуплении грехов время от времени может продемонстрировать кинжалообразные зубки, красные глаза и мощные рога. Она знает принципы демонических контрактов, и даже способна выйти одним куском из драк с другими могущественными демонами. Просто она это всё... не любит.
Кстати, о том, что Чарли, всё-таки, демон, нам не забывают напоминать время от времени. Милая розовощёкая милашка, вещающая о розовых поняшах и искуплении грехов время от времени может продемонстрировать кинжалообразные зубки, красные глаза и мощные рога. Она знает принципы демонических контрактов, и даже способна выйти одним куском из драк с другими могущественными демонами. Просто она это всё... не любит.

Толерантная нетолерантность

Вообще, через реконструкцию тут пропустили всё, включая сам жанр кандальных комедий. Всё действо происходит в Аду. Буквально. Поэтому, весь происходящий кругом бардак не кажется неуместным. Скажите, вы можете поверить в мир, показанный в "Южном парке" или в "Гриффинах"? Разумеется, нет. Он слишком странный, хотя и пытается выдавать себя за "наш мир". Но в "отеле Хазбин" убийство ближнего своего ради шутки - вещь совершенно уместная. Но, самое главное, это не шокирует, так как Вивьен Медрано демонстрирует всю жестокость по принципу буффонады "Тома и Джерри".

Вивьен явно понимает, что делает. Её шутки работают на многих уровнях, а абсолютно любая вызывающая дичь не раздражает. Например, меня, ярого гомофоба и противника феминизма третьей волны ничуть не смущали Анджел Даст и Вегги, являющиеся, открытым геем и феминисткой-мужененавистницей, соответственно.

Это нипонятна: среди главных героев гей и феминистка. Это толерантно? Наверное, да. Но ведь место действия - ад. Значит ли, что феминистки и геи попадают в ад? Это всё ещё толернатно? Наверное, нет... нипонятна.

Ах, да, насколько стереотипна диснеевская принцесса Чарли, настолько же стереотипно её окружение. Реконструировать образ манерного гея так, чтобы он выглядел круче любого современного аналога - это надо уметь.

Кстати, минимализация шокирующего фактора, на мой взгляд, главное достижение сериала. Он не пытается выехать на шоке. Ну, да, Ад. Ну, да, все вокруг тут грешники, матерятся напропалую, убивают друг друга, бухают и ширяются. Это не самоцель. Это просто фон. Контраст для нашей героини Чарли, пытающейся исправить это жуткое место. Насилие здесь настолько обыденно, что на нём не делают особенного акцента и ведут себя так, будто бы зритель давно привык к шоку, и этим шоком его не удержать. То есть, как самые последние сезоны "Южного Парка", перешедшие на заметно более мягкий, хотя и остросоциальный юмор.
Кстати, минимализация шокирующего фактора, на мой взгляд, главное достижение сериала. Он не пытается выехать на шоке. Ну, да, Ад. Ну, да, все вокруг тут грешники, матерятся напропалую, убивают друг друга, бухают и ширяются. Это не самоцель. Это просто фон. Контраст для нашей героини Чарли, пытающейся исправить это жуткое место. Насилие здесь настолько обыденно, что на нём не делают особенного акцента и ведут себя так, будто бы зритель давно привык к шоку, и этим шоком его не удержать. То есть, как самые последние сезоны "Южного Парка", перешедшие на заметно более мягкий, хотя и остросоциальный юмор.

Радуга и солнце есть у беса

А ещё, тут поют. Совсем, как в классических диснеевских мультфильмах. Мой личный фаворит, "Радуга и солнце есть у беса". Если вам понравится выложенный под ссылкой отрывочек (актуальный видеоряд начинается с 1:03, и я в ссылке для вас уже любезно его подвинул), значит, вам понравится вся серия.

Самое прекрасное в этих песнях то, что никто никогда не делает вид, что песни не было. Знаете, как это происходит обычно? Персонаж начинает петь. Вокруг начинает происходить клиповая вакханалия, а затем никто не вспоминает об этих танцующих солдатах, оживших статуях, или что там было. В "отеле Хазбин" каждая песня происходила на самом деле. Принцесса Чарли поёт, а Вегги устало фейспалмит. Вся клиповая вакханалия происходит на самом деле, и объясняется легко: наши герои в аду, и все спецэффекты творят своей демонической магией.

Если вкратце, то, да... "отель Хазбин" вполне себе может что-то дать культуре, помимо самого факта независимой анимации. Потому, если вам есть 18 лет (хотя, во времена моей юности такое смотрели уже в 11), вам стоит оценить это творение и составить о нём своё непопулярное мнение.