Железные легкие и брекеты, предназначенные для детей, парализованных полиомиелитом, и врожденные пороки развития, вызванные краснухой: для большинства американцев эти инфекционные бедствия одновременно внушают страх и представляют собой неясные болезни прошлых лет.
Однако чуть более века назад уровень младенческой смертности в США составлял поразительные 20 процентов, а уровень детской смертности в возрасте до пяти лет - еще 20 процентов.
Неудивительно, что в ту эпоху, когда еще не существовало эффективных методов профилактики и лечения, такие инфекционные заболевания, как корь, дифтерия, оспа и коклюш, возглавляли список детской смертности.
К счастью, многие из этих разрушительных заболеваний удалось сдержать, особенно в промышленно развитых странах, благодаря разработке и широкому распространению безопасных, эффективных и доступных вакцин.
Действительно, если бы вы попросили специалиста в области общественного здравоохранения составить десятку лучших достижений прошлого века, его было бы трудно заставить не ставить иммунизацию на первое место.
Миллионы жизней были спасены, а микробов остановились на достигнутом, прежде чем у них появилась возможность сеять хаос. Короче говоря, вакцина представляет собой самый большой потенциал биомедицины: профилактику заболеваний.
Тем не менее, история более сложная, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что существующие вакцины продолжают использовать свои иммунологические возможности, а новые дают схожие надежды, вновь появляющиеся и вновь возникающие инфекционные заболевания ставят под угрозу значительный прогресс, достигнутый в этой области.
Кроме того, на пути производства безопасных и эффективных вакцин уже давно стоят препятствия.
Исторический опыт показывает, что при разработке вакцин постоянно использовались значительные дозы изобретательности, политических навыков и безупречных научных методов.
В тех случаях, когда один или несколько из них отсутствовали или воспринимались как отсутствующие, вакцинация вызвала широкий спектр ответных мер - от пересмотра экспериментального подхода в лабораториях до нехватки продовольствия и даже беспорядков на улицах.
Короче говоря, вакцины - это мощные медицинские вмешательства, вызывающие мощные биологические, социальные и культурные реакции.
Финансирование и патронаж.
По мере роста признания его открытий Дженнер получил высокую оценку и одобрение британской аристократии и быстро стал знаменитостью в космополитическом городе Челтенхем, куда в 1790-х годах он переехал со своей семьей.
В первые десятилетия XIX века британский парламент наградил Дженнера более миллионами долларов в сегодняшней валюте, а Оксфордский, Кембриджский и Гарвардский университеты, а также многие научные общества наградили его.
Поскольку Дженнер стал знаменитой фигурой в Европе, "прививки Дженнера" стали обязательным условием для расширения национальных программ здравоохранения.
Короли и президенты провели массовые кампании вакцинации, чтобы продемонстрировать свою дальновидную позицию по отношению к науке и приверженность делу охраны здоровья своих граждан.
Например, к 1800 году в Европе была проведена вакцинация 100 000 человек, а в Соединенных Штатах началась вакцинация под руководством профессора Гарвардского университета Бенджамина Вотерхауса и президента Томаса Джефферсона.
Из Испании в 1803 году король Карл IV направил экспедицию "Балмис" в Америку для введения вакцинации против оспы в своих колониях. Перед отправкой в Королевскую экспедицию по вакцине Франсиско Хавьер де Балмис собрал пятерых мадридских сирот для этого путешествия.
Они служили связующим звеном между подразделениями на местах для поддержания вакцины в свежем состоянии до момента ее прибытия в страны Карибского бассейна.
Международные инвестиции.
После открытия Дженнера правительства часто, хотя и неравномерно и не полностью, инвестировали средства в вакцины. Первоначально вакцины считались предметом национальной гордости и прести. Они быстро стали неотъемлемой частью утилитарных и здравоохранительных концепций общественной безопасности, производительности и защиты.
Например, в Европе и Северной Америке в XIX веке вакцинация от оспы стала обязательной в соответствии с законами штатов.
В двадцатом веке, когда был разработан стандартный набор прививок для детей, включая дифтерию, корь, свинку и краснуху, государственные органы (от муниципального до федерального уровня) часто проводили вакцинацию или выносили по ней решения, и в конечном счете она была необходима для посещения государственных школ.
После основания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и связанных с ней организаций, таких как Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), программы вакцинации приобрели глобальный характер.
Например, в 1974 году ВОЗ приступила к осуществлению Расширенной программы иммунизации (РПИ) с целью резкого увеличения показателей вакцинации среди детей в развивающихся странах.