ЕСПЧ – это международный суд, распространяющий свою юрисдикцию на все страны, вступившие в Совет Европы и ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. На данный момент это 47 стран. Датой основания суда – 1959 год, но фактически 1998 год.
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Изначально контроль за осуществлением прав человека брали на себя три организации: Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Европы. С 1998 года первые два органа заменили на один – Европейский суд по правам человека.
Компетенции ЕСПЧ:
· рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств — членов Совета Европы или против Европейского союза;
· признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;
· присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
· толковать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод;
· устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
· рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;
· давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
· выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.
В соответствии со ст. 46 Конвенции, договаривающиеся стороны должны исполнять окончательные постановления Суда по всем делам, в которых они являются сторонами.
Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года. Являясь членом Совета Европы, Российская Федерация закрепляет европейские стандарты по правам человека в своем внутригосударственном праве, поскольку в современном мире права человека становятся формально юридическим источником правовой нормы.
15 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий Конституционному суду полностью или частично игнорировать резолюции Европейского суда по правам человека. Причиной для такого решения является тот случай, если решение последнего предположительно приводит к расхождению с Конституцией России.
Игнорирование исполнение решений - основной способ избежать дальнейших санкций, так как решения ЕСПЧ являются обязательными к исполнению, а публичный отказ от исполнения решений влечёт за собой исключение из Совета Европы. Длительное неисполнение постановлений ЕСПЧ является вызовом авторитету самого суда и, как следствие, всей правовой системе, основанной на Конвенции.
В 2013 году были вынесены решения по нескольким резонансным делам относящихся к избирательным правам заключённых - "Хёрст против Великобритании" и "Анчугов и Гладков против России". ЕСПЧ вынес решения о нарушении права на свободные выборы. В этом случае ЕСПЧ выступил в роли "общеевропейского законодателя", так как волевым решением установил не вытекающее очевидным образом из норм Конвенции общеобязательное правило в той области, в которой правовая практика стран-участниц существенно расходится. Великобритания и Россия долгое время сопротивлялись решению ЕСПЧ.
Летом 2019 г. российские власти уведомили Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), что считают выполненными все необходимые меры индивидуального и общего характера. С января 2017 г. в России начал применяться новый вид наказания – принудительные работы как основная санкция или при замене неотбытой части срока более легким наказанием. То есть тотального запрета на голосование для лишенных свободы больше нет, указывали российские власти.
Рассмотрев доклад, КМСЕ, уполномоченный контролировать исполнение решений ЕСПЧ, пришел к выводу, что с учетом широкой свободы усмотрения, предоставляемой государствам в части принятия мер общего характера, Россия исполнила свои обязательства, проведя соответствующую законодательную реформу. Вопрос следует считать закрытым - передают Ведомости.
Некоторые постановления ЕСПЧ могут быть трудноисполнимы по техническим причинам или же в связи с тем, что они затрагивают весьма деликатные и сложные вопросы, относящиеся к области национальных интересов, или же из-за их непопулярности среди большинства населения. Тем не менее, поиск компромисса и соблюдение прав человека и основных свобод должны являться приоритетным направлением развития внутренней политики государств-членов Совета Европы.
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы дальше получать статьи и новости о России и мире!