Найти тему
Личности в истории

Цеппелин: перспектива воздухоплавания

Немец Фердинанд фон Цеппелин вошел в историю как изобретатель дирижаблей с металлическим каркасом, названными в честь него цеппелинами. Бывший офицер немецкой армии продолжил разработку принципа воздушного шара, изобретенного братьями Монгольфье.

Источник Visualhunt.com
Источник Visualhunt.com

Предвестники

До того, как немцы изобрели цеппелин, несколько других изобретателей уже пытались строить управляемые дирижабли. Один из самых ранних проектов пытался воплотить в жизнь французский военный инженер Жан Батиста Мари Мезье. Он сделал воздушный шар в форме эллипса с гондолой и воздушным рулем под ним. Однако двигателя для приведения в движение воздушного судна все еще не было.

В 1901 году бразилец Альберто Сантос-Дюмон получает денежный приз в размере 100 000 франков. Он разработал дирижабль, где сам был пилотом, который взлетел с площадки парка Сен-Клу и полетел к Эйфелевой башне. Облетел вокруг нее и через тридцать минут вернулся в место старта. Бразилец управлял дирижаблем без металлического каркаса, но будущее будет именно за каркасными судами.

Рождение и юность Цеппелина

Фердинанд фон Цеппелин родился 8 июля 1838 года в городе Констанце в Великом герцогстве Баден. Его родителями были гофмаршал, вюртембергский министр Фридрих Жером Вильгельм Карл фон Цеппелин и Амели Франсуаза Полин. Он провел детство со своими сестрой и братом в родовом поместье Гирсберг, недалеко от Констанца. Там и получил образование от частных репетиторов. На 15-м году жизни граф фон Цеппелин уехал учиться в политехникум в Штутгарте, а в 1855 году стал курсантом военной школы в Людвигсбурге.

Военная карьера

В 1858 году произведен в лейтенанты, одновременно изучая технику и химию в университете Тюбингена. Австро-сардинская война в 1859 году прервала обучение, и он был призван в прусский инженерный корпус.

Четыре года спустя Цеппелин отправляется в качестве военного наблюдателя в США, где велась гражданская война между Союзом Северных штатов и Конфедерацией Юга. Однако всего через несколько месяцев Цеппелин покинул зону военных действий, чтобы попутешествовать и исследовать американские земли. В Сент-Пол, штат Миннесота, вдали от полей гражданской войны, Цеппелин увидел свой первый воздушный шар. Фердинанд осуществляет подъем на воздушном шаре и «заболевает» аэронавтикой.

Во второй половине XIX века наступила финальная стадия объединения германских государств в единую страну. Вследствие этого происходила череда войн, в которых непосредственное участие принял граф фон Цеппелин.

  • В 1865 году он становится адъютантом короля Вюртемберга и в качестве офицера Генерального штаба присоединяется к австро-прусской войне 1866 года на стороне Пруссии.
  • В франко-прусской войне 1870-1871 годах граф отметился своим бесстрашием и участием в разведывательных действиях с помощью воздушных шаров.

После войн Цеппелин продолжил свою карьеру военного. Он был командиром 19-го уланского полка в Ульме с 1882 по 1885 год, а затем посланником Вюртемберга в Берлине.

Источник Visualhunt.com
Источник Visualhunt.com

Безумный граф Боденского озера

В дневниковой записи от 25 марта 1874 года он записывает свои первые идеи для больших дирижаблей. Вдохновленный лекцией, прочитанной Генрихом фон Стефаном и увиденным дирижаблем La France, он проектирует дирижабль с большой внешней оболочкой в ​​жесткой рамке и несколькими отдельными газовыми баллонами. В 1887 году Цеппелин направил докладную записку королю Вюртемберга, официально предложив использовать дирижабли для военных целей.

Покинув военную службу в 1891 году, Цеппелин сосредоточивается на дирижаблях, материалах, двигателях и воздушных винтах.

Будучи кадровым военным, Цеппелин рассматривал свое изобретение, в первую очередь, как новое слово в военной технике, направленное на усиление мощи армии. Поэтому его ранние усилия были направлены на то, чтобы заручиться поддержкой генералов и убедить их принять на вооружение его изобретение. Он был разочарован отсутствием энтузиазма у военных, и принимается решение о коммерциализации проекта. Хотя для него, потомственного аристократа, это решение выглядело недостойным и презренным.

Цеппелины

LZ1

Идеи графа по-прежнему отвергались и высмеивались экспертами и широкой общественностью. Кайзер Вильгельм II назвал графа «самым тупым из всех южных немцев».

Тогда Цеппелин сказал: «Конечно, никто не заступается за меня, потому что никто не хочет попасть в опалу. Но моя цель ясна, и мои расчеты верны».

После длительных мытарств по поиску средств, соответствующих материалов и поддержки в правительстве граф фон Цеппелин начинает 17 июня 1898 года строительство своего первого жесткого дирижабля LZ1 на Боденском озере.

Источник Visualhunt.com
Источник Visualhunt.com

2 июля 1900 года Цеппелин совершает первый полет на LZ1 над озером вблизи Фридрихсхафен на юге Германии. Это технически сложное транспортное средство длиной 128 метров и 11,6 метра в диаметре имело алюминиевую раму из 24 продольных балок, скрепленных 16 поперечными кольцами, и был оснащен двумя 16-сильными двигателями. Скорость достигала 32 км/час. Объем, содержавшегося газообразного водорода составлял 11 298 кубических метров. Во время своего первого полета он пролетел около 6 километров за 17 минут и достиг высоты 390 метров. Однако во время полета выявились некоторые недостатки проекта: необходимо увеличение мощности и улучшения рулевого управления. Также возникли технические проблемы, которые заставили его приземлиться на Боденском озере. После дополнительных испытаний, проведенных через три месяца, дирижабль был списан.

LZ2

Несмотря на первоначальные успехи, реализация второго дирижабля была возможна только благодаря пожертвованиям и денежной лотерее. Финансовое положение оставалось сложным. Однако Фердинанд фон Цеппелин все еще пользовался поддержкой короля Вюртемберга и нескольких бывших деловых партнеров, и ему удалось начать строительство LZ2 в 1905 году. 17 января 1906 года дирижабль выполнил свой единственный полет. На высоте 427 м дирижабль встретил сильный ветер, и двигатели вышли из строя. LZ2 был поврежден возле Кислигга в горах Альгой и позднее был демонтирован. Испытания снова оказались неудовлетворительными.

LZ3

Следующий дирижабль LZ3, стал первым удачным цеппелином, который совершил успешный полет 9 октября 1906 года. После этого графу было уже легче найти финансирование.

Гражданская жизнь цеппелинов

В период до Первой мировой войны для немецкой авиации было произведено в общей сложности 21 дирижабль конструкции Цеппелина. Deutsche Luftschiffahrts AG (Delag) с семью дирижаблями перевозит в общей сложности 34 028 пассажиров в 1588 поездках без происшествий.

Источник Visualhunt.com
Источник Visualhunt.com

Первая мировая война

К началу Первой мировой войны немецкой армии принадлежало семь дирижаблей-цеппелинов. Эти дирижабли могли развивать максимальную скорость 136 км/ч и достигать высоты 4250 метров. У них было пять пулеметов, и они могли нести 2000 кг бомб. Во время войны немцы использовали дирижабли в качестве бомбардировщиков. Их применяли, в том числе, для бомбардировок Восточной Англии и Франции. Дирижабли могли тихо приближаться к своим целям и летать на высотах выше диапазона британских и французских истребителей. Однако цеппелины так и не стали эффективным наступательным оружием, поскольку усовершенствование зенитных установок происходило быстро. Дирижабли были слишком неповоротливы, чтобы маневрировать при стрельбе по ним.

Развитие авиации также не стояло на месте. Были построены новые самолеты с более мощными двигателями, которые могли подниматься выше. Британские и французские самолеты также начали перевозить боеприпасы, которые содержали фосфор, способный поджечь заполненные водородом дирижабли. Несколько дирижаблей были также потеряны из-за плохой погоды, а 17 сбиты. Экипажи также страдали от холода и недостатка кислорода, когда они поднимались выше 3048 метров. В общей сложности около ста цеппелинов было построено во время Первой мировой войны. Еще до окончания войны немецкий генеральный штаб решил утилизировать огромные машины.

Смерть

Граф Цеппелин умирает 8 марта 1917 года в родовом поместье Гирсберг после операции на кишечнике. В его честь позднее были названы два жестких дирижабля и незаконченный немецкий авианосец Второй мировой войны.

После окончания Первой мировой войны цеппелины широко использовались в качестве регулярной транспортной службы для граждан. Самым известным пассажирским дирижаблем был «Граф Цеппелин». Этот дирижабль совершил 144 перелета через Атлантику и преодолел почти два миллиона километров.

И сегодня есть возможность увидеть изобретение графа фон Цеппелина и даже осуществить полет на нем.