Если задуматься, то до сих пор вы учились одиннадцать лет с одним намерением: получить аттестат и получить профессию. С самого начала вам было непонятно, зачем и для чего вы учились, но по мере изучения профессий, представленных на рынке труда, общее понимание о вашей будущей работе у вас начало складываться.
Поэтому одно из самых важных решений в вашей жизни - это решение, связанное с выбором профессии.
Выбор профессии
Выбор определенной профессии приводит к структурированию программы "Жизненный проект", что выражается в размышлениях о том, чему вы посвятите остаток своей жизни в профессиональной, социальной и трудовой сферах.
Выбор профессии предполагает вопросы, на которые нужно знать ответ:
- где работать?
- что делать?
- какие виды деятельности вы будете осуществлять?
- с какими другими специалистами вы будете иметь дело?
Поэтому важно иметь понимать, что "всё зависит от нас самих".
Что такое профессиональная ориентация?
Это область деятельности социологов, которая включает в себя ряд измерений или направлений, начиная с консультирования при разработке учебных планов и заканчивая отбором стипендиатов, когда избирательным критерием является профессия.
Она представляет собой широкий круг задач, включающий педагогические и психологические аспекты на уровне диагностики, исследования, профилактики и решения профессиональных проблем.
Под профессиональной ориентацией понимаются задачи, выполняемые психологами и педагогами, целевая аудитория которых - люди, сталкивающиеся в определенный момент своей жизни с проблемами выбора.
Как правило, это связано с переходом из одного образовательного цикла в другой, в котором человеку предоставляется возможность и необходимость в принятии решений.
Это делает выбор критически важным моментом изменений в жизни людей. Именно в подростковом возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет возникают профессиональные трудности (и способы их решения).
Человек как субъект поведения
Если мы перестанем думать о человеке как об объекте наблюдения, диагностики и ориентации и будем понимать его как субъекта поведения, мы увидим нечто общее между людьми и перестанем уделять внимание их отличиям.
Мы увидим у людей то, что можно условно назвать их возможностью выбора - это их способность принимать решения.
Такой подход имеет философское, идеологическое и научное значение.
1. Философское, поскольку предполагает целостное представление
о человеке, выходящее за рамки науки, оценку человека, а не только научную концепцию его самого.
2. Идеологически, потому что, говоря: "возможность выбора", "право выбора", мы имеем в виду реальную и конкретную жизнь человека.
3. Научное, поскольку этот подход изменяет базовые понятия профессиональной ориентации в теоретическом и техническом плане, чтобы соответствовать различным предположениям или отправным точкам.
P.S.
Будущее имеет активное значение в настоящее время как жизненный проект для подростка и является частью структуры его личности в данный момент.