Каковы отношения между искусством и обществом?
Искусство имитирует жизнь - или наоборот?
Традиционно мы верили, что искусство имитирует жизнь. Художник представляет то, что он или она видит, создавая сцену на холсте. То же самое скульптор делает и с бронзой или камнем. Фотограф или режиссер делает это еще более непосредственно. Писатель описывает жизнь в своих книгах. Эта простая концепция известна как подражание.
Но некоторые ставят под сомнение односторонний характер подражания, утверждая, что искусство также меняет наше мировоззрение, и на самом деле жизнь иногда имитирует искусство, а не наоборот.
Первым человеком, который фактически сформулировал эту веру, был Оскар Уайльд. Говоря о туманной обстановке в Лондоне в конце 19 века, он писал, что то, как мы ее воспринимаем, изменилось благодаря искусству. Ссылаясь на «прекрасные коричневые туманы, которые ползут по нашим улицам, размывая газовые лампы и превращая дома в тени», он утверждал, что «поэты и художники научили людей видеть прелесть таких эффектов». По словам Уайльда, «их не было, пока Искусство не изобрело их».
И тебе не нужно смотреть слишком далеко, чтобы увидеть подражание в нашей жизни.
В какой степени наше видение жизни меняется под влиянием идей, которые мы читаем в книгах, изображений людей в фильмах, стилей, которые мы видим в модной фотографии?
Одним из замечательных примеров этого является сериал «клан Сопрано», в котором изображены две стороны закона и общества.
Пропаганда и цензура
На протяжении истории всегда было так, что искусство способно изменить общество, особенно когда новые средства массовой информации используются для выражения той или иной идеи.
Например, во время Первой мировой войны кинокамеры впервые использовались для записи окопных боевых действий - когда фильм демонстрировался в британских кинотеатрах, зрителей прекращали кричать. Это привело к тому, что правительство подвергло цензуре дальнейшее использование такого мощного средства массовой информации.
И в государственной цензуре, и в использовании искусства в качестве пропаганды, мы видим, насколько серьезно государство воспринимает искусство и его способность произвести эффект на сознание людей.
Все главные диктаторы 20-х годов XX века понимали, что искусство способно оказывать влияние на население.
В нацистской Германии Гитлер основал Министерство Пропаганды и Национального Просвещения. Ее возглавлял Геббельс, который следил за тем, чтобы без его согласия ничего не публиковалось, не демонстрировалось и не выполнялось.
И то, что Геббельс одобрил, конечно, вписывается только в нацистскую идеологию и идеи.
С точки зрения искусства, это означало отсутствие современного абстрактного искусства, тем более ничего враждебного режиму, и ничего другого, кроме стереотипных светловолосых, голубоглазых людей в идиллических пастырских сценах блаженного счастья.
В сталинской России было также острое понимание силы искусства. Искусство изображало довольных крестьян, трудолюбивых рабочих и самого Сталина. На самом деле, Сталин был показан богоподобным во многих картинах, отражало явление, известное как «Культ Сталина». Как и в Германии, гигантские архитектурные проекты выражали мощь государства.
Однако нет сомнений, что в России было больше художественных достижений, чем в нацистской Германии. Композиторы работали с меньшим количеством ограничений - как видно из произведений Прокофьева и Шостаковича, появились такие режиссеры, как Эйзенштейн.
Это не единственные примеры проявления цензуры и влияния ограничений властей на искусство, влияния политического режима на авторов, художников, скульпторов. Некоторым произведениям было суждено ждать своего часа десятилетиями, пока не сменится политический режим и не снимут запреты на их демонстрацию широкой общественности.
Истории известны случаи когда опубликованные произведения были даже подвержены судебным преследованиям (речь идет о произведении Д. Лоуренса «Леди Чаттерлей»).
Художники и писатели мыслят не как большая часть общества, их взгляды гораздо шире, а способы выразить мысль гораздо ярче. Именно поэтому одни не перестают восхищаться созданным ими, а другие стараются сдержать свободолюбивый некоторых художников, писателей и поэтов.