Конь, да путник, али вам не туго?
Кабы впрямь в пути не околеть.
Бездорожье одолеть - не штука,
А вот как дорогу одолеть?
Вообще-то эту песню Олег Анофриев и Дмитрий Харатьян пели в кинофильме "Гардемарины, вперед!" о российских дорогах, но было бы несправедливым утверждать, что украинские дороги чем-то лучше. Но ничто не может сравниться с молдавской дорогой, проложенной в Украине. Я имею в виду международную трассу M13 (E584) в рытвины и выбоины которой наши колеса подадут возле Кропивницкого. Возможно, в 1964 году, когда молдавские дорстроевцы начали прокладку этой автодороги, она могла нести гордое название международной, но получилось то, что получилось.
Эта дорога имела твердое покрытие не из асфальта или булыжника, а из бетонных плит. Во время войны было налажено производство таких плит для покрытия взлетно-посадочных полос аэродромов. В мирное время уже не было необходимости в восстановлении разбомбленных ВПП или строительстве новых аэродромов, но ведь плиты и производственные мощности для их изготовления остались! В отличие от аэродромов, на автомобильные дороги бетонные плиты укладывались не столь тщательно. И если к моменту приемки дороги государственной комиссией плиты лежали довольно ровно, то вскоре некачественная подложка под ними проседала и езда по "бетонке" не только переставала доставлять удовольствие автомобилю, но и становилась довольно опасной.
Позже автотрасса M13 неоднократно ремонтировалась, но ремонт ограничивался, как правило, укладкой тоненького слоя асфальта поверх сгорбившегося бетонного покрытия. Понятно, что такой "макияж" смывался если не после первого же дождя, то после первого мороза уж точно. И что интересно, на молдавском участке трасса M13 не была такой "горбатой" как от Молдавии до Кировограда. Или молдавские дорстроевцы "домашнее задание" выполнили более усердно, или мне это просто показалось? Ведь все-таки с того времени, как я проезжал по молдавскому участку этой трассы, прошло почти пол века…. Но то, что ужасный грохот от стыков бетонных плит начинался еще до Любашовки, я помню до сих пор.
Правда, за Кропивницким дорога стала получше, все больше стало попадаться нормально отремонтированных, а порой и совершенно новых участков. Так что на подъезде к Кременчугу дорога стала настолько хорошей, что я даже смог уснуть на своем пассажирском сидении. Полтавская и Харьковская области оказались намного лучше Кировоградской по качеству автомобильных дорог. Но ведь время, горючее и нервы на проезд по Кировоградщине были уже потрачены!.. Общее впечатление от полтавских и харьковских дорог: Людмила Добрыйвечер вполне могла бы и сейчас работать на своей бензозаправке, катаясь на роликовых коньках, дороги довольно гладкие.
Сказать, что дорога после Кременчуга меня впечатлила – было бы неправдой, скорее это был ожидаемый комфорт. Да и пейзажи за окном нашего "Ситроена" не были для меня неожиданностью. Еще во время работы на заводе я немало поездил в эти края в командировки, а Харьков из-за этого для меня чуть ли не родным стал... Полтаву и Харьков мы миновали по "транзитным" объездным дорогам, без посещения исторических и географических достопримечательностей этих областных центров.
Все мои мысли были устремлены к очень важному промежуточному пункту нашей дороги, о котором до развала "нерушимого" мы и не слышали. Наш минибус резво бежал к Гоптовке – последнему населенному пункту на границе Украины с Российской Федерацией. Гоптовка совместно с российской Нехотеевкой являются пограничным пропускным пунктом.