Найти тему
POYMA

Эмоции, юмор и субтитры: как мы сходили на #Бритфест2019

Оглавление

Партнерский материал


С 6 по 9 ноября в Волгограде проходил фестиваль «Новое британское кино». Мы разыграли на него несколько билетов, а потом решили и сами сходить на пару фильмов, чтобы посмотреть, что там приготовили для волгоградских киноэстетов. Пообщались с организаторами и записали впечатления от кинолент.

Алина на «The Keeper»

Когда тебе случайно перепадает билетик на фестиваль британского кино, ты долго колеблешься и борешься со стереотипами в своей голове: «наверняка это будет скучно», «ой, ну это же лотерея» и «нет, ну я же хотела вечером встретиться с друзьями».

Но в какой-то момент ты все-таки себя пересиливаешь и идешь — жалко, если билет зря пропадет. А потом — бам!

После двух часов в кинотеатре твое мироощущение меняется. Мир вокруг становится еще более интересным, важным и удивительным.

Вот вы когда-нибудь слышали о Берте Траутманне? Я никогда. Но после просмотра этого фильма я прибежала домой и сразу же начала гуглить. И вот почему.

Оказалось, что Берт Траутманн оказал колоссальное влияние на отношения между народами Англии и Германии во время и после событий Второй мировой войны. Говорить о войне невероятно сложно. С каждым годом ее события становятся все менее понятными для подрастающих поколений. Великая Отечественная война закончилась 74 года назад. Однако, осталось так много мест и вещей, которые каждый день напоминают о тех событиях.

При этом, мы почему-то незаслуженно оставляем без внимания самую важную часть произошедшего  — отношения между народами, между простыми людьми. Иногда никакие дипломаты не смогут сделать для улучшения отношений народов того, что может сделать простой человек, просто занимаясь любимым хобби — играя в футбол.

Что такое футбол? Это танец. Но это целеустремленный танец, танец борьбы.

Людям необходимо во что-то верить, на что-то надеяться, вкладывать свою душу во что-то. Спорт — один из способов это сделать.

Но эта история не о футболе или дипломатии. Эта история о простом человеке, который оставался бесстрашным, честными и уязвимым. Он один олицетворял собой все зло и боль, которые причинили целому народу. Эта история о том, что по обе стороны баррикад всегда находятся живые люди, которые хотят быть счастливыми, любить и просто жить. О том, что есть на свете вещи, которые связывают нам куда сильнее языка на котором мы общаемся. Только преодолев этот барьер, мы начинаем видеть друг друга без всей этой мишуры. 

Весь фильм тебя держат в напряжении. Но когда ты уже решил, что все беспробудно плохо, история делает новый виток.

Будто тебя берут за шкирку и проводят по целой карусели эмоций. И тут приходит осознание того, что такова и реальная жизнь.

Мы можем оказаться на месте любой из сторон. Мы можем быть как теми, кто ненавидит и винит, и теми, кого винят неоправданно. И единственное, что может излечить эту боль — взгляд со стороны и время. А еще такие фильмы, которые будто бы слой за слоем успокаивают боль ран в сердце целых народов.

-2

Настя на «Swimming with Men»

На третий день фестиваля зрителям представили ленту «Плывем, мужики». Картина эта повествует о мужчинах, решивших уйти от внутренних конфликтов в синхронное плавание. Простым языком о сложных человеческих проблемах: рутина, кризис среднего возраста, несоответствие ожиданиям окружающих. И все это приправлено изящной британской иронией, ненавязчивым саундтреком и параллелями с жизненной философией. На первый взгляд, фильм лёгкий для просмотра, но как оказалось, в нём можно найти достойную пищу для ума.

«Мы сильны ровно настолько, насколько силён самый слабый из нас. И этого достаточно», — так сказано в Конституции команды синхронистов. В ней же можно было услышать отсылки к культовому «Бойцовскому клубу».


После фильма мы остались на традиционное для феста обсуждение увиденного. Пловцы в фильме характеризовали хаос как часть своего стиля. Дискуссия со зрителями как раз коснулась темы первичности хаоса перед страхом реальности. Звучит сложно, но это только со стороны.

«Секрет держания на плаву иногда неизвестен даже самым опытным пловцам» — как бы поддерживают нас персонажи.


Аудитория в зале собралась разных возрастов. Беседу в нужное русло попыталась направить лектор из «Интеллектуальных сред» Александра Воробьева. Каждый человек увидел в картине свой смысл, поэтому мнения были временами резко противоположными. В итоге, каждый остался при своём мнении. Что не удивительно — лента вышла прекрасной в своей простоте и неоднозначности.

-3

Небольшой диалог о кино: британском, американском и российском

После очередного сеанса информационный координатор проекта в Волгограде Инесса Тропина согласилась ответить на несколько наших вопросов.

— Пусть фестиваль ещё не закончился, но у вас есть сейчас фильмы-фавориты?

— Фестиваль «Новое Британского кино» в Волгограде представил, к сожалению, всего четыре работы. В Москве и крупных городах России программа более контрастная и обширная. Здесь же, из трех увиденных мной картин выбрать фаворита не могу. Работы все разные по жанрам и форматам. Но если говорить о зрительской симпатии, то это, наверное, фильм открытия «Аббатство Даунтон». Он собрал полный зал, даже не все желающие смогли на него попасть. Можно объяснить это популярностью сериала, на котором он основан. Вообще, в нашей стране любят английское кино с фирменным юмором.

— Как вы думаете, качественное кино часто находит своего зрителя сейчас на больших экранах?

— Я считаю, что да. Благодаря таким фестивалям, программам, популяризирующим киноскусство, как хороший мейнстрим, так и авторское кино в России. Мне кажется, в последние годы это движение набирает обороты и кинематограф доходит до провинций. В Волгограде, в частности, этим очень активно занимается киноклуб «Альтернатива», а также фестиваль короткометражек «Вкратце!»

Люди привыкли приходить в кинотеатр, смотреть кино и уходить. Организаторы фестиваля, и мы как организаторы своих ивентов хотим внести коммуникацию, чтобы это не было стандартным просмотром. Мы приглашаем спикеров со своими сообщениями или темами дискуссий, чтобы сделать такие встречи теплее и интереснее.

— Вам нравится российские режиссёры? Хотели бы кого-нибудь показать за рубежом? 

— У нас много интересных режиссёров, и много из них показаны за рубежом. Есть международные фестивали, спецпрограммы, в точно числе кинонедели русского кино за рубежом. Из того, что понравилось лично мне, я бы назвала «Войну Анны» Алексея Федорченко, «ВМаяковский» Александра Шейна, «Мешок без дна» Рустама Хамдамова и «Сулейман Гору» Елизаветы Стишовой – последние два фильма мы показывали в рамках пост-феста «Вкратце!».

— Как вам аудитория, которая приходит в кино на фестивали? Прослеживается закономерность по возрасту?

— У хорошего кино чаще всего аудитория насмотренная. На Бритфесте я вижу много людей среднего возраста, бывает и молодёжь, и постарше. Про костяк сложно сказать, это скорее те, у кого уже устоялся свой вкус и предпочтения. В октябре в Волгограде проходил фестиваль американского кино, и аудитория двух мероприятий частично пересекается, частично нет.

Текст: Алина Кожухова, Анастасия Сметанникова
Фото: unsplash.com