Найти в Дзене

Прогулка по Васильевскому острову

Васильевский остров — это питерский Ватикан, город в городе, который превращается в настоящий остров, когда разводят мосты. Ночами здесь даже дежурит катер скорой помощи, словно в Венеции. Впрочем, на Васильевском можно найти и Венецию, и Ватикан, и еще десяток городов мира, включая Владивосток и Гизу.

У сфинксов всегда стоят автобусы. Туристы, щелкая затворами камер, выстраиваются в очередь, чтобы сделать хоть один кадр. В намечающихся сумерках моргают фонари и дрожат отражения в невской воде, требуя выдержки и от фототехники, и от людей. В ожидании туристы усердно трут морды грифонов — еще несколько лет, и те, исполняя чужие желания, превратятся в крылатых бульдогов.

Никто меж тем не стремится, стоя напротив Английской набережной, окинуть эту перспективу взглядом продрогшего на ветру итальянца в пудреном парике. Вот он, Доменико Трезини, служивший петербуржским архитектором с 1702 года, бронзовеет через дорогу. Вольно представить себя зодчим в Венеции или Риме — ну сколько ты сможешь уместить колонн? Четыре? Шесть? И вот перед тобой сырая пустошь без края и даже без ночи — трудись сутки напролет, размахни дворец хоть с тремя портиками. Вдоль фасада Академии художеств идешь-идешь, а он все не заканчивается — мечта любого архитектора.

За этим роскошным дворцом — тихий сад с небольшой конюшней. Про живописца Репина рассказывают анекдот, как к нему в Пенаты приехали молодые художники за рекомендациями для поступления в ту самую Академию. Репин обещал всех рекомендовать, но отправил соискателей в поле рисовать лошадь. Художники расстарались — импрессионистскую принесли лошадь, кубистскую и даже сферическую в вакууме. Однако Репин рекомендаций не дал, устыдив молодых людей: «Надобно уметь рисовать лошадку». Так что лошадь теперь держат в саду при художниках, и она благосклонно принимает морковь и яблоки от случайных прохожих.
Никто меж тем не стремится, стоя напротив Английской набережной, окинуть эту перспективу взглядом продрогшего на ветру итальянца в пудреном парике. Вот он, Доменико Трезини, служивший петербуржским архитектором с 1702 года, бронзовеет через дорогу. Вольно представить себя зодчим в Венеции или Риме — ну сколько ты сможешь уместить колонн? Четыре? Шесть? И вот перед тобой сырая пустошь без края и даже без ночи — трудись сутки напролет, размахни дворец хоть с тремя портиками. Вдоль фасада Академии художеств идешь-идешь, а он все не заканчивается — мечта любого архитектора. За этим роскошным дворцом — тихий сад с небольшой конюшней. Про живописца Репина рассказывают анекдот, как к нему в Пенаты приехали молодые художники за рекомендациями для поступления в ту самую Академию. Репин обещал всех рекомендовать, но отправил соискателей в поле рисовать лошадь. Художники расстарались — импрессионистскую принесли лошадь, кубистскую и даже сферическую в вакууме. Однако Репин рекомендаций не дал, устыдив молодых людей: «Надобно уметь рисовать лошадку». Так что лошадь теперь держат в саду при художниках, и она благосклонно принимает морковь и яблоки от случайных прохожих.

Если выйти из сада в сторону пересечения 1-й линии с Большим проспектом, обнаружится улица Репина — тенистая, мощенная булыжником, шириной едва ли в пять метров (официально самая узкая улица Санкт-Петербурга). А если взять левее, в сторону 6-й и 7-й линий, окажешься в бывшем Аптекарском квартале.

Здесь, кстати, снимал жилье художник Архип Куинджи, чему оставил живописное доказательство; надо сказать, «Вид из окна» 1876 года не слишком отличается от того, что можно увидеть сегодня из верхних этажей на углу 6-й и Малого проспекта (правда, музей-квартиру Куинджи открыли в другой части острова, на набережной Макарова, с видом на Малую Неву).

Так вот, квартал этот назывался Аптекарским; тут и музей-квартира академика Павлова, и там же, на 7-й линии, знаменитая аптека Пеля, существующая с 1801 года и перешедшая во владение к Вильгельму Пелю в 1850-м. Кажется, даже изогнутый прилавок темного дерева тот же самый, что и при бывших хозяевах. Сын доктора Пеля, унаследовавший аптеку и заведший в ней химическую лабораторию, слыл чуть ли не алхимиком, хотя для фармацевтики тех времен сделал немало: ввел в употребление таблетки и дозированные инъекции в стерильных ампулах. Нынче по аптеке водят экскурсии и показывают из окошка «Башню грифонов», которые вроде бы по ночам летают над островом (а днем охраняют философский камень). Жильцы соседних домов двор с башней заперли, так что без экскурсовода на нее нельзя поглядеть.

Надо сказать, обитатели Васильевского проживают на острове в особом ритме, отличном от общегородского. В тылу Меншиковского дворца, позади Кунсткамеры, в глубине от Стрелки туристов почти не бывает, а жители прохаживаются чуть ли не в тапках, за полночь выгуливают детей и пуделей. Даже разведение мостов тут представляет собой зрелище иное, чем у Дворцовой набережной.

Если от аптеки Пеля выйти к Неве (мимо отметки на стене, до которой поднималась река в одно из значительных наводнений) и взять чуть вправо, в сторону памятника Крузенштерну и подлодки С-189, можно наблюдать, как суда выстраиваются в ожидании открытия пути. Как только распахиваются крылья Благовещенского моста (прежде — Лейтенанта Шмидта), теплоходы, контейнеровозы, баржи и круизные корабли на полном ходу устремляются в город, рискуя подмять туристические лодки, на которых то и дело мерцают вспышки фотоаппаратов. А на другой стороне вместо пастельных фасадов Английской набережной — портовые краны, контейнеры и сумрак Адмиралтейских верфей. Это, пожалуй, одно из лучших мест, чтобы постичь морскую суть Петербурга.

Читай всю статью на сайте

_____________________________________________

Пять интереснейших статей для прочтения:

Истории и легенды исторических объектов Москвы

Необычный Париж

Лучшие рестораны Шанхая

Путешествуем по Тульской области

Лучшие оздоровительные центры во Вьетнаме