"Без музыки жизнь была бы ошибкой" - Ф. Ницше
В жизни каждого человека есть музыка.
То, как она воздействует на человека, занимает умы ученых и философов уже многие годы. Наше сердце будто отвечает на ее звуки, музыка способна менять наше душевное состояние. На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с разными стилями, ритмами. Одни нам подходят, другие не нравятся, поэтому можно сказать, что музыка является прямым отражением сути каждого человека. Все зависит от характера индивида.
Процесс развития и формирования личности в гармонии с собой и окружающим его обществом во многом определен той эмоциональной сферой, которая окружает человека в ходе его жизнедеятельности.
Особенность психических функций заключается в том, что они формируются в ходе освоения детьми общественно-исторического опыта. Ребенок появляется и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих взаимоотношений. В них фиксирован опыт социальной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.
Установлено, что эмоциональная область считается определяющей в психическом развитии ребенка, а детские годы – главный период зарождения чувств и эмоций.
В формировании эмоционального восприятия детей особую роль занимает искусство. При появлении у человека разных эмоций и чувств (радости, влюбленности, счастья, злобы и т.д.) искусство способно проявить значительное влияние на внутренний мир человека, его поведение в окружающем обществе. Огромное значение придается музыке как одному из видов искусства, так как дети испытывают больше эмоций.
Музыкальное воспитание знакомит детей с разными эмоциональными состояниями, делает их более приспособленными к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента, тем самым расширяет и углубляет их контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.
Необходимо задавать курс на формирование личности ребенка, на его эмоциональное состояние, на то, как он относится к окружающему миру. Если вы будете в этом заинтересованы, то и ребенку это станет интересно - изучать мир вместе.
Если поставить приоритет на ребенка, заниматься с ним, смотреть, как он реагирует на внешний мир, то со временем можно прогнозировать его дальнейшее развитие, корректировать его воспитание для получения наиболее благоприятного результата.
Особенность музыки – представление содержания на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь на сферу человеческих эмоций.
Музыка способна выражать палитру самых разнообразных состояний человека, так как она представляет собой художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий эмоциональный отклик слушателя благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевным переживаниям.
То, как ребенок реагирует на музыку, показывает его отзывчивость в плане эмоций. Реакция может быть во врем слушания, либо когда он выполняет творчески проект (даже самый маленький, например, учит стишок или песню). Развития эмоций с помощью музыки можно добиться, если садиться и вместе с ребенком слушать музыку, петь вместе с ним. Чтобы он прочувствовал этот образ, смог его анализировать и впоследствии реагировать на него совершенно по-разному - жестами, словами, звуками.
Ведь это все очень хорошо отражается на умственном развитии ребенка. То есть ребенок лучше воспринимает на слух, лучше усваивает и перерабатывает информацию, также идет улучшение зрительного восприятия.
Все это делает большую услугу вашему ребенку - его мозг лучше усваивает информацию, а значит, уже лучше способен к обучению. Пока ребенок еще маленький, слушайте вместе с ним музыку (желательно детскую или классическую), рассказывайте о великих композиторах, истории из их жизни, как были написаны те или иные произведения. Все это очень положительно повлияет на развитие.
Одной из основных музыкальных способностей считается эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. Музыкальная отзывчивость связанна с отзывчивостью и в жизни, с внимательностью, добротой и с таким важным качеством человека как умением сопереживать другому человеку. Развитие духовно богатого внутреннего мира, воспитание морально зрелого человека является целью общего обучения. Воспитание всецело сформированного гармоничного человека не возможно без формирования богатой эмоциональной сферы.