Французский живописец и выдающийся коллекционер Леон Бонна, автор картин на исторические и религиозные сюжеты, наиболее всего известен своими портретами. Одна из характерных его работ – портрет Вячеслава Тенишева хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Портрет выполнен с фотографической точностью, без какой-либо затейливости. Кажется здесь не осталось места самому художнику, все пространство, и реальное и художественное занял сам герой картины. Именно таким и был Вячеслав Николаевич Тенишев. Ему импонировал уже утративший актуальность в то время реализм автора и тот факт, что художник самостоятельно сделал себе имя, карьеру и внушительное состояние.
Тенишев принадлежал к древнему и знатному татарскому роду, происходящему от мурзы Тениша Кугушева, которому в 1528 году пожаловали поместье в Мещере. Один из его предков был губернатором Казани в середине XVIII века.
Свое положение в обществе князь Вячеслав Тенишев заслужит во многом и благодаря своим недюжинным способностям. Выдающийся строитель, промышленник, знаток коммерческого дела, он был владельцем ряда металлообрабатывающих предприятий и за свою предприимчивость получил прозвище «русского американца». Князь был человеком увлекающимся, любил музыку, сам профессионально играл на виолончели, занимался научными изысканиями в области педагогики, математики, социологии, этнографии, был известным меценатом.
При этом князь производил впечатление человека незатейливого и даже простого. Вот как его описал Александр Бенуа в своих воспоминаниях, как раз в тот период, когда Леон Бонна писал его портрет в Париже:
Ничего княжеского ни в наружности, ни в манерах, ни во вкусах у Вячеслава Николаевича не было. Широкое квадратное лицо с негустой белокурой бородой было самое простецкое, мужицкое, да и широкоплечая, приземистая фигура скорее подходила для какого-либо торговца из Апраксина рынка, нежели для особы, украшенной титулом. Впрочем, будучи вполне достоверным князем, он все же не принадлежал к высшему обществу и тем менее к придворному кругу. Это был характерно русский self-made-man, собственным умом и смекалкой составивший себе огромное состояние и продолжавший его с успехом увеличивать посредством всяких деловых операций и индустриальных предприятий. Между прочим, он один из первых поверил в будущность автомобиля и даже в расчете на эту будущность затратил немалые суммы на создание в Петербурге первого завода по постройке самодвижущихся машин (пока, впрочем, Тенишевы держали превосходных лошадей, а тенишевские выезды принадлежали к самым элегантным). ... К своей жене, к ее знакомым он относился благодушно (вообще в нем была эта черта, столь типичная для русского человека, — благодушия не то искреннего, не то напускного), но и не без легкой иронии, как подобает человеку, занятому серьезным делом, относиться к людям, занятым таким вздором, как искусство.
Князь прославился и своими социальными проектами. Через пару лет после того, как Леон Бонна написал в Париже этот портрет, Тенишев основал свое знаменитое Тенишевское училище. Его «Этнографическое бюро» изучало быт крестьянства в России.
Вместе со своей женой князь коллекционировал работы современных русских художников, а их имение Талашкино с 1893 по 1914 год являлось одним из точек притяжения художественной жизни России. Любопытно, но при этом его супруга, Мария Клавдиевна писала, что Вячеслав Николаевич мало интересовался этой сферой жизни:
«Муж не любил искусства. Кроме музыки, никакая другая отрасль не интересовала его – ни старина, ни живопись, ни современное художество»
По некой иронии судьбы, во многом именно искусство прославило Тенишева. Выпускниками его училища стала плеяда знаменитостей: поэт Осип Мандельштам, писатель Владимир Набоков, художник Николай Купреянов, литературовед Виктор Жирмунский и многие другие. А сам Тенишев смотрит на посетителей Государственного Эрмитажа с портрета французского художника...
Антон Райхштат.