Найти тему
Бодрый эколог

Сохраним лес вместе!

Оглавление
pixabay.com/ru/photos/ellmau-шеффау-австрия-озеро-пейзаж-2864004/
pixabay.com/ru/photos/ellmau-шеффау-австрия-озеро-пейзаж-2864004/

Приведенная в прошлой статье ситуация иллюстрируется и подтверждается данными Всемирного центра мониторинга охраны природы Международного союза охраны природы и Программы ООН по окружающей среде.

Шестьдесят СПЗ по всему миру с площадями более 500 км2 были выбраны случайным образом. Земной покров в пределах буферной зоны (ширина 300 метров) каждого СПЗ визуально интерпретировался с помощью спутниковых снимков системы Google Earth. Целью визуализации стала количественная оценка характера почвенно-растительного покрова в пределах буферных зон каждого СПЗ.

Были приведены некоторые примеры отобранных СПЗ с преобладающим лесным покровом: Национальный парк Какаду (Австралия), заповедник Гуанакасте (Коста-Рика), Национальный парк Игуасу (Бразилия), Виргинские леса Коми (Российская Федерация) и Национальный парк Больших Дымчатых гор (США).

Вкратце, основные общие выводы заключались в следующем: согласно местоположению АООС, определенные физические особенности буферной зоны, включая высокую изменчивость рельефа или наличие речной сети, были связаны со снижением уровня изменения почвенно-растительного покрова в буферной зоне. С другой стороны, когда физические барьеры, подобные упомянутым выше, отсутствуют и когда "развитие" уже существовало в соседнем регионе АООС, растительный покров демонстрировал более высокий и значительный уровень изменений.

Создание системы почвенно-растительного покрова, включающей крупные многоцелевые пояса в буферной зоне вокруг СПЗ, может способствовать эффективной защите биологического разнообразия. При этом поддерживать интенсивное развитие населенных пунктов. Землепользование в непосредственной близости от АООС должно иметь наименьшую интенсивность использования человеком, поскольку оно оказывает наибольшее пространственное влияние на общую природоохранную миссию. Кроме того, восстановление лесных полос в пределах буферной зоны, граничащей с АООС, будет способствовать увеличению площади лесов. Городская земля и дорожная сеть должны быть сведены к минимуму (если не исключены) в пределах буферной зоны. Приоритет сельского землепользования представляется оптимальной альтернативой, особенно если местные сельские землевладельцы применяют "мягкие" методы землепользования, например, органическое земледелие.

Переход от этого лесного массива к АООС не должен быть огражден забором, чтобы обеспечить транзит и естественную миграцию диких животных. Если необходима деятельность по восстановлению растительного покрова, рекомендуется учитывать принцип пассивного восстановления или спонтанной колонизации.

С точки зрения экономической ценности, недревесная лесная продукция, должна быть разрешена в буферной зоне АООС, а также включать менее интенсивные виды экотуристической деятельности. Идеальное место для ведения агролесоводческих работ должно находиться от 300-метровой зоны до фронтальной части участка. При этом следует рассмотреть возможность использования методов устойчивого управления. Использование только местных видов в этих регионах агролесоводства будет способствовать дальнейшему развитию местного биоразнообразия. Следует полностью избегать наиболее интенсивного землепользования в пределах буферной зоны.

Например, добыча любого минерального материала должна быть строго запрещена в буфере на расстоянии не менее 10 км от АООС. На этой "границе" можно установить забор, чтобы избежать вторжения скота и других домашних животных, например, собак, в лесные массивы или диких животных в нелесистые районы. Кроме того, лесной буфер должен играть роль защитника АООС, фильтруя вторжение чужеродных видов.

Совершенствование правил планирования землепользования и политики управления земельными ресурсами, предложенных выше, является целесообразным. Оно может быть создано и интегрировано правительствами с различными культурными ценностями и практикой. Будущее обезлесение зависит не от расположения существующих ферм, а от того, где будут созданы будущие фермы, или где будут расширяться методы ведения сельского хозяйства.

Планирование землепользования и мониторинг изменений растительного покрова должны осуществляться во всех сферах государственного управления. Однако разработка стратегий управления земельными ресурсами, должна осуществляться главным образом на муниципальном или общинном уровне. Приоритетное внимание следует уделять мерам, направленным на контроль за процессом миграции, особенно миграции сельского населения в буферные зоны.

На муниципальном уровне можно было бы содействовать заключению добровольных договоров между муниципальными властями и лидерами местных общин. Такие муниципальные чиновники и руководители обычно живут в регионе и знакомы с местными экологическими проблемами. В некоторых регионах, таких как Мексика, Индия, Аргентина и Бразилия, было доказано, что региональное общинное лесопользование играет эффективную роль в сохранении лесов.

Представленные выше предложения, относительно разработки руководящих принципов устойчивого управления землепользованием, не были бы эффективными без заинтересованности отдельных граждан. Одним из важных факторов смягчения последствий обезлесения является поощрение или продолжение формирования устойчивого образа мышления. Это предполагает изучение социальной психологии управления землепользованием.

Дело в том, что сохранить лесную экосистему гораздо проще, если существует более благоприятная точка зрения на внутреннюю ценность леса как на уровне общества, так и на индивидуальном уровне. Такой социально-психологический подход может помочь уменьшить или остановить процесс обезлесения и других форм деградации окружающей среды. Люди ведут себя и реагируют не так, как это необходимо для решения экологических проблем.

Для того чтобы помочь обратить вспять процесс обезлесения, существует основанная на психологии альтернатива или вмешательство под названием " Green Nudges". Это тонкий способ поощрения экологически ответственного поведения без применения материальных стимулов и штрафных санкций. Он использует несколько поведенческих подходов, таких как соблюдение социальных правил или инерция, чтобы побудить граждан вести образ жизни, оказывающий более ответственное воздействие на окружающую среду.

Обезлесение во всем мире продолжается тревожно высокими темпами. Хотя природные и экологические особенности лесов не учитывают политических границ, утрата лесных массивов тесно связана с особенностями человека. Виды и интенсивность действий, обусловливающих утрату лесных массивов, являются пространственно неоднородными и обычно являются результатом многогранного взаимодействия социальных и политических факторов. В целях сохранения экосистемных услуг, предоставляемых лесами, в настоящее время существуют два варианта:

сохранение оставшихся лесов

восстановление деградировавших лесных массивов

Прекращение обезлесения и сохранение оставшихся лесов является одним из основных элементов обеспечения устойчивого развития.

  • Стратегии по прекращению обезлесения постулируются и должны применяться в различных пространственных, социальных и политических масштабах. Принцип "Мыслить глобально и действовать локально" должен стать основной и универсальной темой.
  • Согласованные усилия по совершенствованию существующей практики землепользования
  • осуществлению и обеспечению соблюдения рациональной экологической политики
  • созданию более функциональных экологических заповедников
  • применению более устойчивых методов ведения сельского хозяйства в прилегающих к лесам буферных зонах

будут способствовать сокращению масштабов обезлесения и в конечном счете повышению качества лесных экосистем и человеческого общества в глобальном масштабе.

Берегите лес, ведь это величайшее богатство нашей планеты!