Найти тему
24/7, 365 дней в году

Ода развитию крупной моторики.

О взаимосвязи мелкой моторики и речи сейчас, наверное, знают уже все родители, имеющие доступ к интернету. В том, что развитие крупной моторики - одна из основных задач для реабилитации детей с ДЦП, тоже никто не сомневается. Но часто недооценивается ее роль для детей с аутизмом и другими диагнозами, не имеющими отношения к двигательным нарушениям.

А зря.

К крупной моторике относятся такие вещи как:

  • равновесие;
  • координация;
  • сила мышечного аппарата;
  • проприоцепция (ощущение расположения своего тела в пространстве).

Ощущать своё тело и уверенно им управлять - очень важно как для общих базовых ощущений комфорта и безопасности в окружающем мире, так и для дальнейшего развития мелкой моторики. Поэтому мне очень грустно наблюдать ситуации, когда спортивные занятия и развитие крупной моторики считают блажью и лишней тратой времени в случае с аутичными детьми, у которых очень часто бывают как раз нарушения проприоцепции.

Личный опыт пока есть только по части иппотерапии, адаптивного скалолазания и сенсорной интеграции. В дальнейшем хочется подключить бассейн и адаптивную гимнастику.

1. Иппотерапия.

Женя начал заниматься в середине февраля 2019г. В самый первый раз он ехал с инструктором-иппотерапевтом Ольгой Шатохиной, которая и создала проект ККОО СИА "Крылья", направленный на помощь детям с РАС, ДЦП и другими проблемами.

Я очень опасалась, что Жень не сможет сразу хорошо воспринять радикально новые занятия, но с первого же раза он был рад, позволил быть рядом незнакомой женщине, а не маме, и в принципе достаточно скоро ездить в лес и поле они уже стали без меня, чтобы он не отвлекался.

Февраль 2019.
Февраль 2019.

Уже через месяц он хорошо держался и сидя на лошади спиной вперёд. Никогда не пробовала так ездить, но знакомая говорит, что для неё это были очень странные ощущения и в принципе полный отвал башки. А детям нормально.)

Март 2019г.
Март 2019г.
Сентябрь 2019г, инструктор поправляет осанку.
Сентябрь 2019г, инструктор поправляет осанку.

Из-за экстремальной краснодарской жары летом занятия не проводились. То есть, Жень занимался 3 месяца весной и с начала осени по настоящее время успел отзаниматься еще 2 месяца. Меньше полугода.

Какие результаты уже появились?

  • Интерес к животным. Несмотря на наличие дома настоящего зоопарка, внимание к животным появилось у Жени только после общения с лошадьми. Сейчас он любит всех.
  • Лучше стали чувство равновесия, баланса, координация движений, общее физическое развитие.
  • Внимательность стала выше, если первое время, например, нужно было обходить все ветки, т.к. Жень не уворачивался и не нагибался вовремя, то сейчас он легко оценивает расстояние до объекта и скорость приближения к нему, в реакциях на такие вещи уже не отличается от нормотипичных детей.

2. Скалодром и сенсорная интеграция.

И то, и то проходит в рамках АНО "Край милосердия", ходить начал с середины июля, но т.к. занятия часто отменялись, можно сказать, что в сумме Женя ходит на них 2,5-3 месяца. Притом на сенсорную интеграцию он с самого первого занятия пошёл с новой для него педагогом без меня, поэтому оттуда так и нет ни одной фотографии. :)

Занятия на адаптивном скалодроме.
Занятия на адаптивном скалодроме.
  • Однозначно лучше стало ощущение габаритов тела и равновесие, Жень уже не боится забираться в трубы и стоять на узких бордюрах и прочих мелких объектах.
  • Мышцы спины и рук стали сильнее.
  • Стал интересоваться, куда бы залезть, стал более смелым в повседневной жизни. Вряд ли родители нормотипичных детей поймут, что может быть радостного в том, что пятилетка заходит в комнату не через дверь, а через окно с балкона, но это действительно здорово, если раньше ребёнок был слишком неуверенным в таких вещах.
Ребёнок рад, мама рада, подоконник не очень рад.
Ребёнок рад, мама рада, подоконник не очень рад.

А что помогло вашим детям для развития моторики?

Всем хорошего дня!