Найти тему

Жизнь МСР после 1 октября - будем честными!

Эдуард ДЕМИДОВ, глава комиссии отельеров петербургского отделения «ОПОРА России», вице президент «АСА» (межрегиональная ассоциация сервисных квартир-апартаментов)

Да, действительно, мы сняли информацию о некоторых наших объектах с сервисов бронирования — в связи с тем, что не было возможности перевестись в нежилой фонд (это было технически нереализуемо) и соответствовать законодательству. Это расселенные квартиры поэтажного типа, и поэтому они вернулись в свое лоно. (Остальные объекты мы перевели). Да, они не смогли переродиться в полноценный гостиничный бизнес, но смогут реализовать свой потенциал с нынешней маржинальность в посуточных тарифах (сдаваться в наем на короткий или длительный срок без оказания гостиничных услуг).

Демидов Эдуард - эксперт-пректик гостиничного сервиса России в категории МСР
Демидов Эдуард - эксперт-пректик гостиничного сервиса России в категории МСР

Да, вложения в жилую недвижимость имеют определенные риски. Но при этом инвестиции в любую жилую недвижимость в Петербурге не является провальной. Из-за роста стоимости — это не минусовая инвестиция.

И если бы нам удалось перевести эти объекты в нежилой фонд, то стоимость за квадратный метр была бы гораздо ниже, если бы я приобретал это сразу как нежилой фонд. На сегодняшний день в нежилом фонде цена от 150 до 400 тысяч за квадратный метр. А жилой фонд — от 60 тысяч. В хорошей локации — Центральный, Адмиралтейский, Петроградский районы.

Многие представители нашего бизнеса сильно страдают из-за того, что же нам теперь делать, как быть? Но квартиры в историческом центре Петербурга, если не городить в них «псевдо-микро-апарты» на 10 квадратах с нарушением действующих норм и изменением планировки, можно продавать гораздо дороже, чем гостиничный номер. Если приезжает в город бизнесмен с целью каких-то встреч — он может пригласить на кухню, которая организована в Welcome зону этой квартиры партнеров и провести небольшой круглый стол, переговоры или просто встречу. Это удобнее и динамичнее, чем вопросы на площадках отелей в залах для переговоров, особенно если в выбранном отеле нет такой возможности. Плюс ко всему локации некоторых квартир настолько эффективные и удобные в центре Санкт-Петербурга — ни один отель не может себе это позволить. Либо это будет стоит от 12 тысяч в сутки. А у нас расценки начинаются от 4 тысяч. Хотя есть объект у «Владимирской» — тоже от 12 тысяч. Но там ремонт, дорогое оборудование, прекрасная техника, в общем все для жизни.

На мой взгляд, последствия закона госпожи Хованской на самом деле для рынка гостеприимства только на руку. Потому что люди должны уже выйти из тени, платить налоги. Есть все основания не быть пиратским отелем или хостелом, но вести деятельность в правовом поле. В этом году, усилиями общественных организаций «ОПОРА РОССИИ и Лига хостелов» были изменены коды ОКВЭД — 55.20 исключена формулировка «гостиничные услуги» «Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания», что позволяет сдавать квартиры и комнаты в аренду, как на длительный так и на короткий срок. А статистика говорит нам, что квартир и людей с квартирами гораздо больше чем отелей, мини-отелей.

Во время чемпионата мира в Букинг ком, например, числилось примерно 12 тысяч объектов размещения. Мундиаль прошел — осталось порядка 4 тысяч. Хотел бы обратить внимание на то, что классифицированных объектов — 1 400, из которых 384 в жилом фонде. То есть тысяча с небольшим объектов в нежилом фонде, соответствуют нормам и работают по законам. Для города это мало, в пиковые даты мая и июня А остальные 5-6 тысяч, которые появились только на лето 2018 года — это те самые людишки, которые занимаются незаконным предпринимательским бизнесом, против которого в принципе был направлен этот закон. Но туда, к сожалению, попадают и обычные люди, порядочные бизнесмены, настоящие отельеры и квартиры, которые думали что они отели. Вообще это основная беда рынка – суждения о себе. Следует признать, что было выгодно и модно называть себя отелями и мини гостиницами, но следовало еще ими и становиться. По стандартам, по параметрам и по переводу в нежилой фонд. Я всё время задаю вопрос, зачем держаться за мнимое название отель и не соответствовать ему, если проще и честнее собственнику вернуться назад в формат квартиры и воспользоваться всей линейкой инструментария предоставленного законодателем, дождавшись улучшения своего положения, когда будет принят закон о «туристическом жилье», что тоже не за горами.

А те поганцы, которые воруют у нас с вами налоги и причиняют вред жильцам, они, к сожалению, летом начнут опять появляться. Это большое количество объектов, которые будут по сути являться ночлежками. Тут органам власти закон дал качественные полномочия. И мы, отельеры, хостельеры и владельцы посуточного жилья можем говорить: «Ребята, посмотрите, вот мы здесь работаем честно и по закону, а вот здесь за углом открылся какой-то бордель. Не могли бы вы нам, как индустрии, помочь и повлиять?» То есть для нас это тоже инструмент и не стоит скрывать и лукавить о том факте что мы, так же как и системные отели входим в состав индустрии гостеприимства и имеем в разы большую вместимость, чем крупные отели по факту расчёта в одном взятом регионе в целом.

Конкуренция с апарт-отелями, которые сейчас строятся (около 5 тыс. номеров), больно ударит только в следующем году, когда они будут сданы. Но, во-первых, не все из них локационно в центре, у многих из этих объектов не всё в порядке с законом и многие из них делались с точки зрения обмана простых покупателей квартир, благо Следственный комитет быстро вывел всех на чистую воду. А конкурентная среда, в основном, — именно в центре города. До той поры, покуда не заселится Невский проспект, брони по окраинам не будет. Ну такая практичная шутка у нас водится. Да и говоря по-честному, у нас пока не родились профессиональные компании по управлению массивами апартаментов, как это водится за рубежом. Первый опыт применения такого жилья был в Сочи и принадлежат эти громады Дерипаске. Там данный бизнес не сильно идёт в гору, особенно после появления конкурентного Крыма, но мы наблюдаем за всем этим улыбаясь.

Конкуренция — это двигатель экономики, поэтому отельеры и все участники рынка гостеприимства должны быть готовы улучшать услуги, предлагать качественный сервис.

Также отмечу, что город нуждается в определенном количестве номерного фонда только в пиковые даты. В остальной период в городе всегда номеров было больше, чем хотелось бы. Хотя, честно говоря, действия Комитета по туризму СПб, за последние два года по развитию туризма были прямо скажу агрессивно прогрессивными и темпы роста тур потока на сегодняшний день сильно растут.

Чтобы закончить на оптимистической ноте, могу сказать следующее. Глупо в туристическом городе не заниматься туризмом, на это направлено всё, даже политика правительства России. Точка притяжения, по мировым стандартам в таких городах будет недвижимость, которая уверенно пользуется спросом, но надо прекращать делать бизнес «на коленке», необходимо привыкать и самостоятельно действовать по принципу правового светского государства – делая бизнес соблюдать закон, уважать коллег по цеху, отстаивать свои пава через специальные общественные организации и учиться.