Всё чаще родители и педагоги жалуются, что дети перестали читать, а книгу им заменили гаджеты. Однако и ранее люди разделялись на тех, кто любит чтение, и – равнодушных к нему. Изменить ситуацию можно и нужно. Для этого требуется полностью поменять отношение к самому процессу чтения. Важно не заставить, а привить интерес к книге. В идеале – ребенок должен сам просить приобрести новый экземпляр и с удовольствием проводить досуг за чтением.
Предлагаем действенные варианты взаимодействия между родителями и детьми в данном вопросе.
1. Читающие родители – главный пример
Если ребенок видит, что кроме кроссвордов в квартире ничего нет, только его полка с учебниками или скромная стопочка с детскими книжками, то и мотивации развиваться в этом направлении не будет. Основная задача взрослых – показать на собственном примере, что книга является необходимостью, положительным и приятным способом получить новую информацию, отдохнуть и развиваться. Когда ребенок не будет стремиться к чтению однозначно?
- Если мама и папа успешны и без книг, а он это видит.
- Взрослые всегда заняты. Дети тогда считают, что школа, кружки и гаджеты занимают всё свободное время и у них.
- Основное мерило благополучия – обустроенная квартира, а значит книга будет лишним предметом.
Родители должны читать хотя бы полчаса в день, для себя. Положительный аспект – семейная традиция, когда в выходные дни взрослые и дети читают книги (в любом жанре, главное, чтобы было интересно всем).
2. Читающие друзья
Присмотритесь к окружению ребенка. Если среди друзей хоть один человек, любящий чтение, значит и сыну или дочери привить интерес можно. Воспользуйтесь особенностями возраста: в 9 – 12 лет дети с удовольствием составляют коллекции, поэтому предложение о коллекционировании подборки книг одного автора или на тематику, соответствующую возрасту, вызовет интерес.
Детям, которые только знакомятся с буквами, предложите постепенно приобретать коллекцию книг с яркими иллюстрациями. Приобретите наборы, которые посвящены растениям и животным, приключениям, сказкам. Популярны книги с прилагающимися раскрасками или наборами для творчества.
3. Формат книги – важно!
Порой после прочтения интересной сказки ребенок не может долго уснуть. Это связано с тем, что читается не книга, а родители разрешают воспользоваться аудиокнигой. А как выяснили ученые, гаджеты подавляют в мозге выработку мелатонина – ночного гормона (исключение – гаджеты с экраном E – ink).
По этой причине приучайте читать классический вариант – книгу в бумажном переплете. Современные варианты красочны и интересны. Выбрать полюбившийся жанр не так и сложно, будь то варианты детских детективов или увлекательные морские истории.
4. Приобретение книги: семейный ритуал
Не следует наспех покупать целую связку литературы. Важно, чтобы ребенок усвоил, что есть отдельный мир – книжный магазин с особым ароматом новых страниц. Ходите вместе, но дайте возможность детям самим выбрать. Полистайте, обсудите, какой вариант интересней, издается ли ли серия, которую с удовольствием соберете в будущем.
Обычно ребенок быстро осваивается, а впоследствии и сам не прочь зайти в книжную лавку за новинками литературы. Особенно, если собирает любимую серию. Для девочек появляются в книжных магазинах наборы, где к книге об истории создания костюмов прилагается кукла. Для мальчиков "мужская" тематика предусматривает наличие машинок, корабликов и прочего.
Семейные традиции – это участие мамы с папой и ребенка в одинаковой мере. Да и семье интересно, что в новом экземпляре любимой серии предложат издатели, специально выделяется полка для книг и сувениров.
Важно: Если дети говорят друзьям с гордостью: "Мы вместе с мамой (папой) прочитали и собрали целую коллекцию динозавров и книг про них", то знайте, что идёте в правильном направлении.
5. Определяемся с верными аргументами
От них зависит, захочет ли ребенок читать или нет. Ниже подборка недействующих аргументов которые не принесут результата.
- Эта книга популярна во всем мире.
- Произведение было задано тебе в школе.
- Этот сборник предложили в книжном магазине.
- Давай перечитаем эту книгу, мы давно её не брали в руки.
Доводы, которые "работают".
- Эта книга очень нравится актеру, плакат которого висит у тебя на стене в комнате.
- Эта книга из моего детства, очень её люблю и хочу поделиться с тобой.
- Вот сборник о твоём хобби.
- Тебе раньше нравился этот автор, я приобрела ещё одно произведение.
- Я вообще не знаю, откуда эта книга у нас появилась. Это магия.
Последний вариант подойдет для детей младшего возраста. Волшебство – способ, действующий на 100%.
6. Учитывайте предпочтения ребенка
Произведения разных жанров: рассказы, романы, поэзия воспринимаются тоже индивидуально. Предпочтения зависят от характера и индивидуальных особенностей детей. Позвольте выбрать им самостоятельно любимые направления. Ниже представлены основные "читательские" группы.
- Любители коротких произведений, где быстрая смена событий и развязка. Ребенок, предпочитающий эссе, очерки и рассказы, и в жизни активен, быстр. Является экстравертом. Произведение для него – образ, впечатление, связка эмоций скорее, а не способ развития интереса к сюжетным линиям.
- Обожающие старые книги, зачитанные до дыр. От них веет историей и особой аурой, уютом.
- Предпочитающие новые и яркие книги современных авторов, часто в стиле фэнтези, энциклопедические сборники на разные темы, комиксы. Здесь привлекательна обложка с яркими иллюстрациями, полезная информация, захватывающий сюжет, состояние, когда ты находишься в ногу со временем. Это хороший вариант заменить интернет.
- Читающие длинные произведения. Дети не могут быстро расставаться с любимыми героями, они должны прожить с ними вместе определенное время.
Родителям нужно знать, что поэзия, стихи развивают чувство ритма, а проза – речевые навыки, происходит обогащение словарного запаса. Для развития воображения лучше читать сказки и произведения с фантастическим сюжетом, а чтобы получить опыт в реальной жизни (в отношениях с окружающим миром, к примеру), лучше делать акцент на сюжеты реалистичные.
Именно по причине разных предпочтений школьная программа по литературе не вызывает энтузиазма и желания браться за книгу. Принуждение вызывает всегда внутренний протест. Выйти из положения можно, если подобрать действительно интересное издание или рассказать увлекательные факты о произведении, о его создании. Мотивировать ребенка обязательно нужно, но выбирать для этого действенные методы.
Важно: Ни в коем случае не заставляйте читать. Негативными эмоциями вы окончательно отобьёте желание браться за книгу. Подведите ребёнка к добровольному желанию знакомиться с литературой.
7. Начинаем читать рано
Первыми книгами выбирайте книжки в стихотворной форме. Дети за 2 прочтения выучивают на память стихи. А затем в школе этот навык пригодится не раз.
Не отказывайтесь читать одну и ту же книгу еще и еще раз. Происходит процесс не случайно: по какой – то причине произведение и именно данная книжка вызывают у малыша чувство комфорта. Обычно перечитывание заканчивается к 8 годам.
Младший возраст – золотая пора для привития любви к книгам и чтению. Как родители проявят себя в это время, такие и результаты получат впоследствии. Как можно раньше отведите для книг полку, которую содержите в идеальном порядке.
Не разрешайте рисовать в книгах, рвать и мять их. Ребенок должен понимать, что бережное отношение к книгам – неотъемлемая черта воспитанного человека.
Дети постепенно начинают усваивать информацию из литературы. Важно не переборщить.
- Младенцу читать можно, даже если и слов не понимает. Важна ритмика и мамин голос, являющийся гарантом безопасности и сытости.
- 10 месяцев – 1,5 года – происходит активное познание мира, пополнение словарного запаса. Оптимальное время чтения – не больше 4 – х минут.
- С 2 – х лет - чтение воспринимается как комплекс предложений, представляющий повествование.
- 3 года – не просто слушает, но и является активным собеседником, наступил период "почемучек". Но время для книг – 15 – 20 минут (не больше).
8. Хвалите
Поколению, которое не отрывается от монитора, крайне трудно взять бумажный экземпляр в руки и сосредоточиться на страницах. Поэтому замечайте малейшее усилие и не уставайте повторять слова похвалы и любви. Запишите ребенка в библиотеку и разрешите выбирать книги на своё усмотрение.
Дополнительно старайтесь обговорить прочитанное, пересказать. Если ваш ребенок любит книги про растения, то ходите с ним в парк, на природу и теорию совмещайте с практикой, собирайте гербарий.
Со школьниками старшего возраста сходите в театр или посмотрите вслед за прочитанной книгой фильм, не лишними будут походы в художественную галерею, на выставку картин.
Список литературы, полезной для родителей
- Петров В. "Что читают наши дети" ("Семья и школа", 2013, №5 – 6.
- Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.
- Лейцина, О. Жила – была семья / О. Лейцина // Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми. – Школьный психолог. – 2013. – № 6. – С.44 - 47.
- Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.
- Тихомирова, И. Материнское чтение в контексте воспитания подростков : обучающая практика. / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 49 - 55.
Чтение должно быть в семье компонентом сотворчества, постоянным взаимодействием между родителями и детьми.