Участие родителей в развитии грамотности детей в раннем возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе. Дети младшего начального возраста, которые имеют более высокий уровень участия родителей, такие как родители, посещающие семинары по вопросам грамотности, и родители, поощряющие деятельность по распространению грамотности дома, демонстрируют больший рост грамотности, чем дети, родители которых не принимают в ней такого участия. Хотя исследования показали, что существует разрыв в средних показателях грамотности между учащимися начального возраста более и менее образованных матерей при низком уровне участия в семье, такого разрыва не существует при высоком уровне участия семьи.
Среди детей дошкольного возраста минимальное наблюдение и участие воспитателей в уходе за детьми связано с недостаточным развитием у детей словарного запаса и фонемической осведомленности. Кроме того, дети с низким уровнем присмотра и участия лиц, осуществляющих уход, демонстрировали не интерактивную, пассивную, свободную от активности игру, такую как просмотр телевизора; эти дети не могли заниматься какой-либо конкретной деятельностью в течение разумного периода времени.
Материнские ожидания также предсказывают возможность приспособления к учебе в школе. Манцикопулос провел исследование 93 детей и их матерей. В исследовании рассматривался вклад семейных переменных (например, стиль воспитания детей, деятельность по распространению грамотности на дому, участие матерей в школе и ожидания матерей) в формирование у детей доучебной компетентности, определенной в соответствии с четырьмя критериями (стандартные тесты успеваемости, оценки учителями когнитивной компетентности, самооценка компетенции детей и сообщения матери о корректировке дошкольной подготовки детей).
Результаты показали, что ожидания в области материнского образования предсказывают доучебные достижения и компетентность учителя. Участие матерей в образовательной деятельности на дому позволяет прогнозировать убеждения детей в отношении своей самодостаточности и школьную адаптацию.
Социально-экономическое положение
Заинтересованность в лучшем понимании последствий социально-экономического статуса (СЭС) для развития детей отчасти подогревается растущей озабоченностью по поводу нынешних темпов детской бедности, а также растущего неравенства между социально-экономическими классами. Разница между богатыми и бедными семьями существенно возросла за последние три десятилетия и в настоящее время превышает эту разницу в любой другой промышленно развитой стране Ученые указали, что набор из четырех переменных (идентификация букв, имитация предложений, фонологическая осведомленность и быстрое наименование), которые охватывают как ранние навыки грамотности, так и навыки устного языка, в дополнение к пятой переменной, представляющей социально-экономический статус, все индивидуально предсказывали вероятность последующих трудностей чтения с 93% точностью на основе логистического регрессионного анализа. СЭС также позитивно связана с вовлечением родителей, что, как было доказано, связано с академическими достижениями детей.
Доходы оказывают большее влияние на благосостояние детей и семей, живущих в бедности, чем на тех, кто не живет в бедности; кроме того, эта взаимосвязь уменьшается по мере того, как доход все дальше отходит от черты бедности. Подчеркивается, что бедность оказывает влияние на семейную систему, особенно на психическое здоровье родителей, качество воспитания и процессы повышения грамотности на дому.
Дети младшего возраста с ограниченным доступом к стимулирующему образованию опыту и материалам (зачастую вследствие ограниченности финансовых ресурсов) чаще проявляют недостатки в базовых навыках грамотности и счета при поступлении в школу и, следовательно, оказываются в неблагоприятном положении по сравнению с детьми, овладевшими такими навыками. Тот факт, что многие родители с более низким уровнем доходов имеют более низкий уровень грамотности и образования, вероятно, окажет влияние на качество домашней среды грамотности в форме практики грамотности и отношения к грамотности.
СЭС влияет на готовность детей к школе в областях развивающейся грамотности и социального функционирования через домашний опыт обучения и социальные риски. Ученые исследовали взаимосвязь между семейными переменными (СЭС, факторами социального риска и домашними переменными обучения), формирующейся грамотностью детей и социальным функционированием 325 семей. Они обнаружили, что одним из путей, по которому СЭС связана с формирующейся у детей грамотностью и социальным развитием, является качество и частота обучения детей в домашних условиях. Такие факторы, как финансовые ресурсы и отношение к образованию, определяют структуру семьи родителей и их повседневное взаимодействие с детьми.