Найти в Дзене
Хроники одного пути

10 дней молчания или мой опыт медитации Випассана. Часть 2

НАЧАЛО СТАТЬИ ТУТ
День второй

Первое впечатление было радостным -- желудок смирился, что от вегетарианских трапез ему никуда не деться и угомонился. К сожалению, мозга это изменение не коснулось -- он также стихийно разрушал мою концентрацию, но характер мыслей теперь стал яснее. Ментальная болтовня усиливается из-за вербального молчания. Люди полагают, что их мысли последовательны и логичны, но в голове даже самого спокойного и рассудительного человека царит хаос. Ход мыслей без внешних воздействий логичен примерно так же, как траектория слепого пьяницы, возомнившего себя Наполеоном. Нелогичен, в общем. 

День третий

С тоской посматриваю на закрытые ворота центра. В голове застыли образы горячей пиццы, горячей ванны и уютного домашнего диванчика, но внутренний голос резонно замечает: "От себя сбегают только слабаки!" Действительно, отчего такое жгучее желание уйти? Возможно, что от неспособности находиться в информационной изоляции только наедине с собой. Ведь в обычных условиях даже когда человек думает, что он с собой один на один, его внимание постоянно отвлекается -- лентой новостей, книгами и всякими другими проявлениями внешнего мира. И, если так задуматься, даже твои мысли не являются тобой -- они являются просто реакциями на события и возможные события прошлого или будущего, и этот внутренний монолог можно остановить только одним способом -- отсутствием реакций. Действительно, зачем реагировать на то, что уже произошло и на то, что еще не произошло? Только эфир себе засорять. 

День четвертый 

С этого дня введены по три обязательных часовых медитации в день, в которых запрещено двигаться. Ну, совсем нельзя, невзирая на все страдания, онемения и боли в коленках. Из зала выходить и открывать глаза строжайше запрещено. Как я поняла, достойным основанием для нарушения этих правил можно считать только жгучий понос или внезапное просветление, либо и то и другое одновременно. Моя соседка в зале медитации тихо постанывает от боли, я держусь сносно, хотя одна из ног стабильно онеменевает: первые полчаса терпимо, затем начинается пытка по нарастающей. Как нам объяснили, эта практика предназначена для того, чтобы мы учились принимать ощущения такими, какие они есть, не реагируя на боль. 

-2

День пятый

Начинаю понимать обоснованность таких запретов на собственном опыте. Суть этой техники -- учиться наблюдать без реакции. Не игнорировать боль, не стараться о ней не думать, не оценивать, а именно беспристрастно наблюдать. Если придавать ей какой-либо оттенок -- позитивный или негативный, она не уйдет. Необходимо просто ее принять и расслабиться. И -- невероятно, но факт -- без реакции любая боль слабеет и растворяется. Этому можно подобрать объяснение. Боль идет не от физического тела, а от мозга. Тело посылает импульсы в мозг -- мол, обрати внимание, здесь какая-то проблема, -- и мозг обращает внимание сознания на проблему путем импульса боли. И если обратить внимание, но не реагировать, боль постепенно уходит. То есть конечная цель мозга достигнута -- обратить внимание. Далее на усмотрение владельца сознания. И это правило касается не только физической боли. 

День шестой 

Несмотря на зарядившие дожди, мир вокруг определенно стал выглядеть ярче и чувствоваться глубже. Я определенно стала ощущать, что мои мысли постепенно начинают покоряться мне, уровень концентрации растет и вместе с тем прокачивается скил пребывания в настоящем моменте. Здесь этому способствует вся обстановка -- при отсутствии поводов для отвлечения начинаешь заниматься своей ментальной стороной. Запахи, вкус, тактильные ощущения -- от всего этого начинаешь реально кайфовать. Кстати, несмотря на отсутствие общения, одиночества вообще не ощущается. Одиночество возникает только тогда, когда чувствуешь свою обособленность от чего-либо, от противопоставления себя и остальных. Здесь же все выполняли одну и ту же деятельность и поводов для одиночества возникнуть не могло. 

Путь в столовую
Путь в столовую

День седьмой

Мой мозг уже, видимо, настолько адаптировался к окружающей обстановке, что перестал слышать звук утреннего гонга, так что проснулась только к завтраку, как обычно еле-еле придя в сознание от яркого сна. В течение всего пребывания на курсе примерно с третьей ночи мне стали сниться сны восхитительной яркости, такие реальные, что приходя в  себя долго лежишь и пытаешь найти свое "Я" в этом потоке грез. Жаль, нельзя было их записывать. Очищение сознание поднимает уровень реальности даже во сне. 

День восьмой

Каждый развлекался в меру своей испорченности. Заметила, что соседка по комнате в свободное время постоянно что-то пишет, хоть правилами это и запрещено, впрочем, невелико преступление. Методов развлечения было крайне мало, многие девочки постоянно занимались уборкой жилого корпуса: мыли полы, протирали полочки, чистили раковины и совершали другие общественно полезные работы. К сожалению, меня подобные желания не посещали, так что все свободное время приходилось спать. Мой мозг очень выматывался своей внутренней уборкой. Во время медитаций из него просто сыпались разные воспоминания такой давней давности, что хотелось возвопить: "Ты-то откуда тут взялось?!". 

День девятый

Последний день "серьезной" техники, потому что на десятый день нам уже можно будет говорить и молчание будет нарушено. А как утверждал Гоенка-джи, никакая серьезная медитация невозможна в условиях внешних разговоров. Кстати, последняя половина курса прошла очень быстро, несмотря на то, что в первой половине я считала дни в жажде ускорить время. Вероятно, это и ответ: в попытке ускорить дни они тянутся, тянутся, тянутся. Не сказать, что во второй половине я меньше хотела вернуться домой, но перестала цепляться за время, стараясь пребывать только сейчас. Это такой прекрасный универсальный закон -- ни за что не цепляться, и все возвращается в нормальное русло.

Расписание в последний день
Расписание в последний день

День десятый

Нам разрешили говорить. Очень странно было слышать собственный голос и странное ощущение от знакомств -- я знакомилась с теми людьми, с которыми жила в одной комнате больше недели. Но обсудить впечатление было интересно. Контингент здесь оказался крайне разнообразный: от молоденьких студенток до солидных пенсионеров. У всех разные цели, мотивы, результаты, выводы. Кто-то приезжал на курс уже в пятый раз, кто-то зарекся приезжать сюда снова. День прошел в разговорах и завершающей серии медитаций. 
Действительно заметила, что с нарушением общего молчания голова опять кишела мыслями и сосредоточиться стало сложнее. Но все же это была определенная победа над мыслями. Теперь они напоминали мне кротких мышей, которые любят пошуметь, пока никто не видит, но сбегают в норки при первом же взгляде. Все остальное, кроме мышей, -- чистое осознание.

Разъехались все на следующее утро утренней электричкой. 

-5

Резюмирую: опыт очень интересный. Ни о чем не жалею. Некоторые истины, даже самые банальные, необходимо постичь на собственных переживаниях, на чувственном опыте. В противном случае они становятся набором клишейных фраз, которые понимаются только на интеллектуальном уровне, а значит, понимаются наполовину. Потому что теория всегда неразрывно связана с практикой, и половинчатость здесь бессмысленна: можно всю жизнь изучать океанологию, но не уметь при этом плавать. Этот курс подойдет всем, кто хочет глубже узнать себя, устройство своего мозга и вообще осмыслить свое место в этом мире (если получится дойти до этого вывода). Некоторые студенты утверждают, что после курса избавились от зависимости к алкоголю, веществам, игромании и другим мелким привязанностям. В любом случае, хуже точно не будет. Так что в любой непонятной ситуации ехать медитировать -- не самое худшее решение. Всем мир.