Усадьба Пальна-Михайловка была одной из целей нашей поездки в Липецкую область в конце этого лета.
Примерно в 30 км. от Ельца, по трассе Дон по направлению к Москве расположен редкой красоты усадебный комплекс. Развитие усадебного ансамбля происходило на протяжении нескольких столетий. И в истории этой есть множество интересных фактов и загадок. И первая из них - необычное двойное название места.
Пальна-Михайловка, или как ее еще называют «Усадьба Стаховичей» расположена на небольшой речке Пальна, вторая часть названия «Михайловка» - вероятно восходит к имени одного из первых владельцев и основателей усадьбы - Михаила Перваго.
Род Перваго владел селом Пальна со второй половины XVIII века. Условно село было разделено на две части: правобережной частью имения владел Михаил Перваго – ее принято было называть Михайловкой, а левобережной – Алексеевкой, его бездетный брат Алексей.
Михаил Первого был одним из самых ярких представителей дворянства своего времени. Видный государственный и общественный деятель, любимец светского общества, масон - подобно большинству представителей интеллектуальной элиты тогдашней России. Именно при нем в Пальне сформировался большой усадебный комплекс.
Усадебный дом был построен в 1820 году по проекту знаменитого Александра Витберга, архитектора, друга и «брата» Михаила Перваго по масонской ложе. Росписи в главном доме пальнинской усадьбы были выполнены великим Джованни Батиста Скотти. Известнейший живописец, расписывавший интерьеры множества дворцов Санкт-Петербурга: Таврического и Михайловского, Елагина и дворца Бобринских, и даже ряд помещений Зимнего дворца. Работа в Пальне-Михайловке стала последней для художника.
Сам Михаил Первого - «Паленский барин» как называл его в своих воспоминаниях современник Михаил Толстой - был страстным садоводом и, своими знаниями и вкусом создал планировку усадебного сада с парком площадью более 25 десятин.
На «старой» - Михайловской стороне, находился «петровский» дом. По сведениям, содержащимся в воспоминаниях нашего современника, Михаила Стаховича, этот особняк был гораздо старше «витбергского дома
«Большой серый деревянный дом с белыми колоннами и зеленой крышей состоял из двух домов: двухэтажного главного здания и другого поменьше, соединенных длинной залой. Постройка была XVIII столетия, какого-то довольно сложного, полумавританского стиля, с куполами, полукруглыми окнами. Но старина ли сгладила углы, или постиг архитектор какой-то секрет, несмотря на причудливый стиль, это было очень гармоничное и очень русское целое, типичный до мельчайших подробностей старый барский дом. Комнаты были низкие, не очень светлые и носили еще названия ушедшей эпохи: девичья, сени, диванная. В столовой висели почерневшие фамильные портреты, писанные крепостными. Двери красного дерева с накладными бронзовыми гениями и венками вели в залу. В этой единственной светлой комнате в четырнадцать окон, с гравюрами в тоненьких рамах и большими бюстами Щепкина и Садовского, со странным диванчиком в виде латинской буквы «S» для двух собеседников, сидевших вполоборота друг к другу, носившим какое-то сентиментальное французское наименование позапрошлого века, со старинным роялем и диваном и креслами по углам, сосредоточивалась общественная жизнь дома. В биллиардной, куда уединялась мужская молодежь, биллиарду было, верно, за сто лет, и сработан он был крепостным столяром. Мне думается, что обстановка дома сохранилась в главных чертах с первовских времен», - отмечал в своих воспоминаниях потомок Стаховичей, Михаил Михайлович.
В тридцатых годах 19 века по проекту архитектора Доминико Жилярди в усадьбе была построена домовая церковь-мавзолей. Церковь была освященная во имя Архангела Михаила с семейным склепом владельцев. Церковь выполнена в стиле ампир и напоминает очертаниями римский Пантеон: круглое глухое здание с куполом на барабане, украшенное ординарным портиком с западной стороны. , и напоминает своими очертаниями римский Пантеон.
Домовая церковь-усыпальница Стаховичей – единственное в Липецкой области творение Доменико Жилярди и один из самых ярких архитектурных памятников этого региона.
У супругов Перваго: Михаила и Елизаветы Михайловны было трое детей. Дочь их, Надежда, вышла замуж за капитана Александра Ивановича Стаховича - представителя одного из самых блестящих родов Империи.
Брак Александра и Надежды Стаховичей был счастливым. Открытые, добрые и хлебосольные, они не только заботливо обустраивали свое поместье, держали открытый для гостей дом, но и направляли на благотворительность значительные суммы денег.
Пальнинский дом на протяжении практически всего 19 века являлся резиденцией елецких представителей дворянства.
В дальнейшем история Пальна-Михайловки неразрывно связалась с историей фамилии Стаховичей . После смерти родителей правобережная часть усадьбы - Михайловка отошла сыну Александру, а левобережная Алексеевка – Михаилу. Но Михаил Стахович недолго владел Алексеевкой - он был убит собственным управляющим. Михаил Стахович прямых потомков не имел и левобережная часть усадьбы перешла к его брату.Так Пальна-Михайловка воссоединилась.
Красота усадьбы Стаховичей, ум и вкус ее обитателей привлекали в Пальну талантливых архитекторов, писателей, артистов.
Существует версия, правда окончательно не подтвержденная о визите в Пальну-Михайловку А.С. Пушкина. Великий поэт якобы заезжал в усадьбу в окрестностях Ельца по дороге в Эрзерум.
Семья Стаховичей дружила со Львом Толстым, который даже посвятил Михаилу Александровичу Стаховичу повесть «Холстомер».
Илья Репин гостил в Пальне– Михайловке в июне 1891 года, написав здесь картину «Пальна. Вид с балкона» и портреты Софьи Александровны Стахович и ее мужа.
Так же Алексей Стахович был дружен с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко и даже играл на сцене возглавляемого ими театра.
Во второй половине XIX века на противоположном берегу реки Пальны был построен двухэтажный особняк в стиле английской готики. Дом этот сильно пострадал во время войны, но не утратил своего оригинального облика.
Чтобы подчеркнуть псевдоготический стиль усадьбы Стаховичи посадили пирамидальные дубы, который были привезены молодыми саженцами из Болгарии в во время русско-турецкой войны 1877—1878 года. Такие же пирамидальные дубы изображены сегодня на флаге и гербе Становлянского района.
В начале ХХ века облик усадьбы подвергся значительным изменениям В 1907 году старый дом полностью сгорел.
Усадебный дом в его нынешнем виде построен в 1910 году. Каменный дом полностью воспроизводит планировку и архитектурное оформление своего утраченного предшественника.
Интерьеры нового особняка заслуживают особого внимания и интереса. Михаил Стахович - прямой потомок рода так писал о доме своих родителей:
«Все планы нового дома были набросаны матерью; вся его внутренняя отделка, вплоть до мельчайших подробностей обстановки, была делом ее труда, забот и вкуса. Он был кирпичный, сливочного цвета, в чисто английском стиле, с выступами, треугольными фронтонами, пучками высоких труб. Комнаты были большие, очень высокие, выкрашенные светлой масляной краской; сквозь многостворчатые окна лился свет; лестницы были белые, коридоры широкие; обилие света и воздуха должно было благотворно действовать на душу и здоровье детей. В убранстве его не было ничего случайного; все было продумано тщательно и с любовью; во всем проглядывал культурный и точный вкус моей матери. На своих путешествиях, в музеях, из альбомов и специальных журналов она зарисовала все, что поражало ее и могло пригодиться для ее нового дома. И у нас можно было найти и большие, до потолка, голландские печи из бело-синих расписных изразцов, и резные двери светлого дуба, точное воспроизведение какого-то флорентийского церковного портала, и глубокий камин в столовой, заимствованный из нюрнбергского дома Альбрехта Дюрера. Эта столовая со своими выдававшимися полукругом высокими окнами, прикрытыми ioiles de Genes, с темными балками потолка и аркой мореного дуба, с тяжелыми петровскими стульями, со старыми дельфтами и блестящей медной английской посудой на дубовых поставцах была по своим размерам и сочетанию красок одной из самых красивых комнат, которые мне приходилось видеть. Очень привлекательна была и моя комната, огромная и светлая, с голубыми стенами и белыми колоннами. Это был красивый, бодрый, радостный дом;ему недоставало только прелести старины»
На протяжении множества лет усадьба Пальна-Михайловка была центром культурного и исторического притяжения не только Липецкой области, но и близлежащих областей. Во многом благодаря радению Михаила Стаховича усадьба реставрировалась и обустраивалась. Регулярно проходили музыкальные вечера и театральные постановки на открытом воздухе.
Мы посетили усадьбу в августе 2019 года. Михаил Стахович, благодаря активной позиции которого усадьба обретала некоторую известность и невеликое, но регулярное финансирование около двух лет назад скончался. Служительница маленького музея, расположенного в усадебном доме с печальной улыбкой сказала, что после смерти благодетеля судьба Пальны-Михайловки не видится ей радостной.
Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.
Если вам понравилась эта история - поставьте лайк!
А если хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы - подписывайтесь на канал "Tender Owl" в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке