Крупные ритейлеры, имеющий большой опыт организации торгового бизнеса на российском рынке, могут порой достаточно точно спрогнозировать, что ждёт в будущем то или иное направление. Так, компания X5 Retail Group пришла к выводу, что любимые россиянами гипермаркеты в традиционном формате их существования не имеют будущего.
Для справки. X5 Retail Group («Х5») — один из ведущих мультиформатных ритейлеров на территории России. Под управлением компании находятся различные торговые сети: магазины «у дома», супер- и гипермаркеты. Рыночная доля по итогам 2018 года — 10,7 %. Согласно рейтингу крупнейших частных компаний, опубликованному в 2018 году российским изданием Forbes, Х5 уступила лидерство только Лукойл.
Проанализировав рынок, специалисты X5 Retail Group пришли к выводу, что «золотой век» гипермаркетов в России подходит к концу. И это закономерный этап эволюции, который можно проследить «от» и «до».
Первые гипермаркеты появились в начале 90-х гг. прошлого века. Многие эксперты пророчили данному формату магазинов прекрасное будущее. Так и случилось. Они быстро набрали обороты и заняли львиную долю в нише торговли. Однако первый тревожный звоночек для них прозвучал уже в начале 2000-х, когда Интернет стал распространяться со скоростью света и люди заинтересовались интернет-магазинами. Но тогда об этом никто не думал.
А вот к 2015 году стало уже ясно, что рост электронной коммерции является для гипермаркетов серьёзной угрозой. Ответом стало создание новых сервисов, введение программ лояльности, расширение ассортимента «фреш». На время это помогло привлечь и удержать клиентов. Однако окончательным ударом стали небольшие и удобные магазинчики «у дома», которые переменили значительную часть покупателей.
X5 Retail Group назвала потерю интереса покупателей к гипермаркетам закономерным и предсказуемым этапом эволюционного процесса. Да, у них всё ещё самый широкий ассортимент, высокий NPS, лидерство по ценовому восприятию. Но уже на протяжении нескольких лет они неизменно продолжают терять определённую долю рынка просто потому, что он изменился в сторону удобства, которое оказалось для современного человека важнее всех остальных преимуществ.
Гипермаркеты, конечно, никуда не исчезнут, но их количество, скорее всего, значительно сократится. А те, что останутся выживать в гонке за существование, должны будут приспосабливаться к новым реалиям: трансформироваться в «дарк сторы» или осуществлять, например, экспресс-доставку.
Выводы, к которым пришли специалисты компании X5 Retail Group, заставили одного из крупнейшего ритейлеров России начать трансформацию собственных торговых сетей «Карусель». И в первую очередь это вылилось в сокращение количества именно гипермаркетов. По мнению руководства Х5, кто раньше осознает неизбежность перемен, тот и начинает приспосабливаться к новой реальности.