(с 1875) Один из самых известных музыкальных театров мира, жемчужина Парижа и яркий пример архитектурного необарокко.
История Парижской оперы началась ещё в 1669 году, когда по поручению Людовика XIV была основана Королевская академия музыки. Во времена Великой французской революции она была переименована в Театр республики и искусств, а с приходом к власти Наполеона Бонапарта — в Императорскую академию музыки. Всё это время собственного здания у академии не было — площадки для выступлений артистов регулярно менялись. Лишь в 1821 году Королевская академия переехала в здание на улице Лё Пёлетье, где и оставалась на протяжении следующих 37 лет.
В 1858 году на входе в это здание было совершено покушение на Наполеона III, в результате которого погибли 8 человек и 142 были ранены. После этого император наотрез отказался посещать Парижскую оперу и потребовал возвести для неё новое здание, в котором был бы предусмотрен отдельный вход для императорской четы. Конкурс на лучший проект выиграл малоизвестный архитектор Шарль Гарнье, в 1861 году началось возведение здания новой оперы. Согласно легенде, когда супруга императора выказала своё недовольство проектом и спросила у Гарнье, в каком стиле он строит здание — греческом или римском (по другим источникам, она сказала, что здание не похоже ни на стиль Людовика XIV, ни на стиль Людовика XV), архитектор ответил просто: «Это стиль Наполеона III».
Ещё на этапе возведения фундамента Гарнье столкнулся с проблемой: уровень грунтовых вод на месте строительства оперы был слишком высок. Осушить землю не удалось даже с помощью паровых насосов. Помогла смекалка — Гарнье внёс в проект изменения и организовал в фундаменте большую бетонную цистерну, заполненную водой. Она, во-первых, компенсировала давление внешних грунтовых вод на стены подвала, а во-вторых, могла пригодиться как источник воды в случае пожара в театре. История про резервуар с водой быстро превратилась в городскую легенду про озеро в подземельях Гранд-оперы, которую отразил в своём «Призраке оперы» Гастон Леру.
Строительство здания велось долго — мешали то франко-прусская война, то Парижская коммуна. В 1870 году Наполеон III лишился власти, и во Францию больше не возвращалась монархия. Некоторые помещения Гранд-оперы до сих пор хранят следы императорского прошлого: например, так никогда и не были завершены императорские помещения в особом павильоне. Закончить строительство удалось лишь в 1874 году, когда Франция была уже республикой. Открытие музыкального театра состоялось 5 января 1875 года, на гала-концерте прозвучали увертюры из «Немой из Портичи» Даниэля Обера и «Вильгельма Телля» Джоаккино Россини.
Одной из главных особенностей нового здания Парижской оперы стало специально обустроенное танцевальное фойе — помещение за основной сценой, которое использовалось для разогрева и репетиций перед выступлением. Однако искушённая парижская публика быстро нашла иное применение этому помещению: для встречи с артистками. Руководство оперы было не против такого положения дел: за кулисы проходили только самые богатые и влиятельные зрители, знакомство с такой аудиторией всегда было полезным.
Не меньшей популярностью у зрителей пользовались мраморная парадная лестница и театральные фойе, где они проводили время в антрактах.
В 1881 году здание было электрифицировано, в 1907-м в подвалах здания были закопаны две герметичные урны с записями выдающихся певцов начала XX века, в том числе Энрико Карузо. Последнее крупное изменение произошло в 1964 году, когда Марк Шагал расписал плафон Парижской оперы, оформив его сценами из произведений Мусоргского, Моцарта, Стравинского и Бетховена.
Автор: Денис Божинский