Москва была городом маленьких перекошенных улиц, «кривоколенных и просто кривых» переулков. До революции в Москве было 393 улицы, 1 031 переулок, 87 тупиков. Их названия носили на себе печать варварской отсталости старой Москвы. Это и Обжорный переулок, и Лоскутный, Боже-домка, Варварка, Ризоположенский переулок, Спасо- Болвановский, Собачья площадка, Сукино болото. С этой вчерашней Москвой надо было покончить решительно и быстро. Сквозь бестолочь прежних улиц, переулков и тупиков пробиваются новые широкие магистрали. Старые московские кварталы с их скученностью населения, с их мелкими и многочисленными строениями, беспорядочными и безалаберными, уступают место новому жилому кварталу, строящемуся по продуманному плану, предусматривающему все, что надо для удобств населения.
Старый квартал - это, как правило, полтора-два гектара земли, на 50-60 процентов застроенных мелкими домишками.
Новый квартал -это 9 -15 гектаров земли, застроенных крупными, благоустроенными домами. Эти дома не будут, как прежние, беспорядочно толпиться, загораживая друг от друга свет. Новые дома - их будет немного в квартале - располагаются так, чтобы обеспечить лучшее освещение и проветривание квартир, чтобы в каждой квартире было достаточно света и чистого воздуха.
B 1935 г. в отдельных районах центра и в частности в пределах Садового кольца плотность населения достигала тысячи и более человек на 1 гектар.
В центре Москвы на склоне Боровицкого холма к Москва-реке стоит Кремль. Первоначально, XII веке, Москва занимала юго-западную часть той территории, на которой ныне находится Кремль. Она представляла собой усадьбу, огороженную деревянными стенами и окруженную рвом. Вся длина города едва достигала ста сажен.
Постепенно с возвышением Москвы, как центра российского государства, расширялся и рос город. Лучшими иностранными мастерами перестраивались соборы, деревянные стены Кремля уступили место каменным. Вокруг Кремля вырастали торговые и ремесленные слободы. Они обносились каменными стенами, земляными валами. На месте каменных стен образовалось бульварное кольцо.
За белокаменной стеной этого «белого города» с населявшими его торговцами, ремесленниками, царской челядью, с его Соляной, Кузнечной, Мясницкой слободами, где шла торговля солью, где были выгоны для скота, где жили кузнецы и располагались кузницы, где был птичий ряд и шла торговля дичью, за этим «белым городом" расположился земляной город с его боярскими усадьбами. Тут же были и стрелецкие слободы. В земляном городе жили также ремесленники оружейники, овчинники, повара, а затем в районе Замоскворечья стали поселяться купцы. Земляной город был окружен по кольцу теперешних Садовых улиц большой насыпью, земляным валом.
Проезды через эти крепостные валы и стены к центру Москвы, к Красной площади постепенно образовали главные магистрали - Тверскую улицу, Дмитровку и некоторые другие.
Москва была городом сорока сороков церквей. В 1913 г. в Москве было 2 387 трактиров и кабаков, т.е. почти в четыре раза больше, чем школ. В Москве жило около 7 тысяч «отцов духовных»-священников, дьяконов, псаломщиков, послушников - целая армия мракобесия! В Москве было несколько десятков зарегистрированных, законом дозволенных, пользующихся всеми правами «нормального заведения» домов терпимости и тысячи проституток.
Великая Октябрьская социалистическая революция очистила город от этой нечисти. Москва давно уже стала центром культуры, прогресса, символом радостной счастливой жизни. С каждым днем менялся внешний облик Москвы. Она-усилиями московских большевиков, возглавляемых тов. Н. С. Хрущевым, усилиями трудящихся столицы - становится городом широких магистралей, больших площадей.
Взгляните на схему пробивки новых и реконструированных старых магистралей города.
На плане Москвы широко пролегли линии новых улиц. Они пробиваются сквозь путанные заросли старых линий застройки. Основной магистралью города становятся набережные Москва-реки. В гранит оделись ее берега. Только за один 1935 т. было построено в два с половиной раза больше набережных, чем за 1932/33 и 1934 гг., вместе взятые. За эти три года было построено 6,8 километра набережных. В 1935 г. - 18 километров, а в 1936 - свыше 19 километров.
Архитектурные и планировочные мастерские Москвы ведут деятельную подготовку к застройке набережных. Разработаны не только проекты отдельных зданий, но и целых архитектурных ансамблей.
Будущая магистраль города очищается от мелких построек, засоряющих улицу. В первую очередь ведутся работы по архитектурному оформлению Краснопресненской, Смоленской, Дорогомиловской, Бережковской, Причальной, Котельнической, Новоспасской и Ростовской набережных.
Одной из самых загруженных улиц Москвы была Садовая. Еще недавно на узких проездах этой главнейшей магистрали города можно было наблюдать скопление автомобилей, трамвая и других видов транспорта. Позже от площади Курского вокзала через Колхозную, Самотечную, к площади Восстания протянулась широкая асфальтовая лента магистрали, по которой беспрепятственно днем и ночью мчатся тысячи машин. С площади Восстания видна Смоленская площадь.
Совершенно изменились улицы, ведущие к загородным шоссе. От Колхозной площади по Мещанской, машины мчатся в несколько рядов. Улица совершенно изменила свой вид, стала широкой, просторной, светлой. За Ржевским вокзалом эта магистраль соединяется с вступившим в эксплуатацию Крестовским путепроводом и далее с Ярославским шоссе.
Летом в выходные дни потоки москвичей устремляются на Ленинские горы. От Калужской площади они едут теперь по замечательной автостраде. В три-четыре ряда мчатся автомобили мимо 1-й городской больницы, Всесоюзной Академии Наук. Стройными рядами вытянулись вдоль магистрали красивые серые столбы, увенчанные матовыми абажурами, разбрасывающими мягкий, приятный свет.
Десятки тысяч москвичей побывали в Химках, где расположен северный речной порт столицы. Направляясь к Химкинскому вокзалу, они видели, как изменилось Ленинградское шоссе, как эта еще недавно узкая улица, на которой трудно было развернуться легковой машине, превратилась в широкую магистраль, по которой курсируют автобусы, трамваи и троллейбусы.
Вечером в столице зажигается 42 тысячи электрических фонарей. В Москве нет больше темных закоулков, неосвещенных улиц. Старые площади города с их булыжными мостовыми, торговыми рядами, скопищами ломовых извозчиков, трамвайными пробками канули в прошлое. Сухаревка - символ торгашеской подлости, этот грязный притон, - уничтожена навсегда. С асфальтированной Сретенки въезжают на просторную Колхозную площадь троллейбусы, - этот новый, завоевывающий все более значительное место вид транспорта. Сотни автобусов, легковых автомобилей, такси мчатся по Садовому кольцу, куда одной из широких площадей вливается бывшая Сухаревка. Неузнаваемыми стали Комсомольская площадь, площадь Восстания, площадь Киевского вокзала. Меняется облик площади Maяковского, где воздвигается новое прекрасное здание - театр Мейерхольда. Преображаются площадь Коммуны, в центре которой пятиконечной звездой расположился театр Красной армии, площадь Свердлова, Арбатская площадь, Смоленская.
Новые мосты будут достойным украшением столицы.
В 1935 г. на строительство мостов израсходовано 50,7 миллиона рублей, по плану этого года намечено -185 миллионов рублей.
На строительстве мостов работы шли полным ходом. Московский комитет партии, тов. Хрущев уделяют много сил и внимания строительству мостов.
Москва со всех сторон окружена широким зеленым поясом. Парки и сады столицы, зеленые массивы в пригородах служат прекрасным местом отдыха для населения.
На громадной территории, богатой зеленью, в живописном месте, на берегу Москва-реки раскинулись физкультурные площадки, детские городки, цирк, театры, кино, водная станция. Это прекрасный центральный парк культуры и отдыха им. Горького. А ведь прежде здесь была свалка. Излюбленным местом отдыха москвичей стали также Сокольнический и Измайловский парки культуры и отдыха. Генеральный план реконструкции намечает включение в город ряда новых парков-Ленинского (бывший Царицынский) с его замечательными прудами, Кунцевско-Филевского, раскинувшегося вдоль берегов Москва-реки, Серебряного бора, Покровско-Стрешневского, Кусковского. Почти 42 тысячи гектаров парковых и лесных массивов имеет сейчас Москва. И это, не считая детских парков, открытых во всех районах Москвы.
До революции Москва не имела ни одного хорошего стадиона. В 1937 году в Москве 38 стадионов. Почти все крупнейшие предприятия имеют свои собственные стадионы. Московский стадион «Динамо», трибуны которого вмещают 80 тысяч человек, являлся одним из лучших стадионов в мире. Позже Москва обогатится новым стадионом, в два раза большим, чем стадион «Динамо»: в Измайлове начнут развернутое строительство крупнейшего стадиона имени Сталина.