Начало. 1920-е годы
Молодое советское государство только встало на ноги. Вместе с задачей построить новое общество встаёт и вопрос новой культуры, в том числе нового, советского, кинематографа. Жанр фантастического кино был очень органичен для молодой республики, и, конечно, он должен был отражать новую идеологию, призванную воспитывать человека. Более того, фантастика давала в руки кинематографистов даже бо́льшие возможности, так как не ограничивала художников рамками реальных исторических событий, а, напротив, давала возможности для полёта фантазии.
«Призрак бродит по Европе»
1923 год. В образованном всего лишь годом ранее Всеукраинском фотокиноуправлении (ВУФКУ) выходит полнометражный фантастический фильм «Призрак бродит по Европе».
Режиссёром картины стал легендарный актёр, режиссёр и педагог Владимир Ростиславович Гардин. К тому моменту он уже основал Государственную школу кинематографии (ВГИК), а также являлся её руководителем. Главные роли в фильме исполнили известные артисты старой школы Олег Николаевич Фрелих и Зоя Федоровна Баранцевич.
Название картины перекликается с хорошо известной тогда фразой из «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса: «Призрак коммунизма бродит по Европе». Литературной основой фильма стал рассказ Эдгара Алана По «Маска Красной смерти». Но от рассказа известного писателя остались, пожалуй, лишь главные персонажи. В кинокартине мы не увидим сюрреалистического рассказа о принце Просперо и карнавале во время чумы, который он устраивает во дворце. Зато здесь есть восстание народа и любовь императора и дочки рыбака-революционера. Но у этой любви не могло быть счастливого будущего: ведь и социальное положение, и взгляды на мир у влюблённых слишком уж разные.
«Аэлита»
Немой чёрно-белый фильм «Аэлита» вышел на экраны страны осенью 1924 года и сразу стал классикой советской кинофантастики. В основу сюжета картины лёг достаточно свободный пересказ известного фантастического романа Алексея Николаевича Толстого «Аэлита» (он автор не менее известного фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина»).
Действие картины разворачивается в 1921 году сразу после окончания Гражданской войны. Но, в отличие от реальных событий, которые ещё были свежи в памяти тогдашних зрителей фильма, на экране разворачивается совершенно фантастическая история. Контакт землян с марсианами, полная драматизма история любви представителей двух столь разных миров и история борьбы за социальную справедливость на Марсе, которую начинают земляне, волею судеб оказавшиеся в капиталистическом обществе красной планеты. И пусть в конце фильма становится ясным, что рассказанная история была лишь сном одного из главных героев, зрителям должно быть понятно, что советский человек, даже оказавшись на другой планете, всегда остаётся советским человеком — борцом за права угнетённых.
В картине звучит музыка таких выдающихся композиторов, как Игорь Стравинский, Александр Скрябин, Александр Глазунов. А снялись в фильме и не менее легендарные актёры: Юлия Солнцева, Николай Баталов, Игорь Ильинский и др.
«Аэлита» не пользовалась благосклонностью советских критиков, которые осуждали её за некоторую сумбурность сюжета и недостаточную идеологическую выверенность. Но за рубежом картина сразу была признана лучшим фантастическим фильмом того времени.
«Луч смерти» и «Наполеон-газ»
1925 оказался отмеченным выходом сразу нескольких художественных произведений, посвящённых теме создания сверхоружия и последствий, которые это могло бы повлечь за собой. В этом же году в журнале «Красная новь» выходит первая часть романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», а на экранах страны появляются фильмы «Луч смерти» и «Наполеон газ».
Оружие, описанное в «Луче смерти» очень напоминает лазерный луч из «Гиперболоида инженера Гарина»,оно также обладает способностью взрывать горючие жидкости на большом расстоянии. «Луч смерти» — изобретение советского инженера, которое попадает в руки капиталистов. Но здесь на их пути встают рабочие, и оружие поворачивается против самих его хозяев.
«Наполеон-газ» уже фабулой сильно отличается от так первых двух произведений. Чудо-оружие представляет собой сверхразрушительный отравляющий боевой газ (возможно, здесь уместна аналогия с химическим оружием, начавшим применяться во время Первой мировой войны). Получив в свои руки столь мощный инструмент войны, империалисты атакуют Ленинград, но Красная Армия отбивает эту атаку, и даже «Наполеон-газ» не спасает их от сокрушительного поражения.
Продолжение следует...