С момента вступления в 1973 году в Европейский союз ВВП на душу населения в Соединенном Королевстве удвоился, опередив другие богатые англоязычные страны, не входящие в ЕС.
Референдум о членстве в ЕС от 23 июня 2016 года может привести к выходу Великобритании из ЕС (Brexit), что будет иметь стойкие негативные последствия для экономической активности в Великобритании и приведет к негативным побочным последствиям в ближайшей перспективе в других странах, особенно в остальных странах ЕС.
- Опросы общественного мнения показывают, что результаты референдума особенно неопределенны. Финансовые рынки все чаще начинают ценообразовать, рискуя выйти из кризиса. Экономическая неопределенность также возросла и начала наносить ущерб доверию и инвестициям бизнеса, ослабляя рост Великобритании.
В случае выхода из кризиса информация будет передаваться по нескольким каналам, интенсивность которых будет зависеть от изменений в политике и рассматриваемых временных горизонтов. В некоторых отношениях выход из кризиса будет сродни на налогообложение, что со временем приведет к постоянным и растущим издержкам для экономики.
- Новое соглашение с ЕС проложило путь к предстоящему референдуму в Великобритании о членстве в ЕС. В январе 2013 года Премьер-министр пообещал, что правительство Великобритании проведет переговоры о более благоприятных условиях для продолжения членства в ЕС, а затем проведет референдум о том, следует ли Великобритании оставаться в ЕС или уйти.
Эта приверженность была подтверждена после того, как Консервативная партия получила парламентское большинство на всеобщих выборах в мае 2015 года. Новое урегулирование для Великобритании в ЕС было завершено на заседании Европейского Совета 18-19 февраля 2016 года, а референдум назначен на 23 июня 2016 года.
Соглашение охватывает четыре области: экономическое управление, конкурентоспособность, суверенитет, социальные льготы и свободное передвижение людей.
Она предусматривает новый отказ от дальнейшей интеграции и, признавая особый статус Соединенного Королевства, подтверждает существующую дифференцированную интеграцию Европы.
- Членство в ЕС способствовало экономическому процветанию Великобритании. С 1973 года, когда Великобритания вступила в ЕС, ВВП Великобритании на душу населения удвоился, увеличившись за тот же период больше, чем в других англоязычных странах, в том числе в Соединенных Штатах.
Внутренняя политика отчасти объясняет эти высокие показатели, но географическая близость и неограниченный доступ к самому крупному рынку в мире также, несомненно, являются важными факторами. Для небольших стран с конкурентными рынками выгоды могут быть еще более значительными. Например, в Ирландии, которая также присоединилась к Европейскому союзу в 1973 году, ВВП на душу населения вырос почти в четыре раза.
- Подразумевается, что Великобритания экономически сильнее, как член ЕС, и, в свою очередь, вносит свой вклад в мощь ЕС. Некоторые экономические показатели указывают на то, что глобальное влияние и переговорная сила Великобритании выше в сочетании с влиянием и переговорной силой других европейских стран.
На долю ЕС приходится самая большая доля мирового ВВП и торговли, за ней следуют США и Китай. Однако после ухода Великобритании доля ЕС в ВВП будет меньше, чем у США и Китая, а в торговле - меньше, чем у США. Доля Великобритании в мировом ВВП в целом сопоставима с долей Канады и Австралии вместе взятых, в то время как торговля аналогична их среднему показателю. Доля ЕС в населении и территории мира невелика, и на Великобританию приходится менее 1% от их общего количества.
Опросы общественного мнения все чаще указывают на то, что Брексит возможен. Средневзвешенное значение недавних опросов, проведенных крупными агентствами, показывает, что общественное мнение разделилось. С середины 2015 года намерения голосовать уйти набирают силу, а лидерство намерений остаться постепенно снижается, при этом доля нерешенных избирателей остается в целом неизменной. Однако неопределенность в отношении прогнозной силы этих опросов является значительной, поскольку официальная кампания началась совсем недавно.
Риск выхода все чаще отражается на ценах финансовых активов. Стоимость страхования государственного долга Великобритании от суверенного дефолта растет с 14 октября, когда Председатель Европейской комиссии впервые предупредил о весьма ограниченном прогрессе на переговорах с Великобританией. Спрэды CDS остаются низкими по сравнению с периодом финансового кризиса, но их рост с середины октября является значительным и выше, чем у аналогов. Спреды CDS также выросли в еврозоне.
Для Великобритании рост отражает страхи инвесторов, а не реальный риск суверенного дефолта после выхода из кризиса, учитывая способность Банка Англии выступать в качестве кредитора последней инстанции. Цены на акции в Великобритании и еврозоне выросли в меньшей степени, чем в США, но остаются устойчивыми, так как многие биржевые компании являются глобальными. Некоторые из недавних слабых мест в фунтах стерлингов также могут быть объяснены опасениями Брексита, поскольку они, как представляется, более обесценились, чем разница в процентных ставках и настроения по поводу глобального риска.
- Стоимость трехмесячных валютных опционов выросла за три месяца до референдума, 23 марта, и остается высокой, что означает, что инвесторы ожидают дальнейшего снижения стоимости в случае, если референдум завершится выходом. Голосование за выход, несомненно, создаст дополнительную неопределенность и приведет к заметному ухудшению финансового положения в течение значительного времени.
Негативное влияние на экономическую активность и домохозяйства соответствует выводам других недавних исследований. Многие неопределенности, связанные с выходом из проекта, затрудняют количественную оценку экономического эффекта, однако результаты во времени и спецификации моделей неизменно отрицательны.
Тот факт, что различные исследования, включая различные каналы и методы моделирования, дают один и тот же результат, укрепляет представление о том, что выход из кризиса нанесет значительный ущерб экономике в значительной степени.