Найти в Дзене
Искусство Звука

Карл Филипп Стамиц: нелёгкая жизнь музыканта

Карл Филипп Стамиц родился в 1745 году, в Мангейме. Немецкий композитор и скрипач чешского происхождения, один из самых выдающихся представителей второго поколения «мангеймской школы». Он был старшим сыном чешского композитора и скрипача Яна Вацлава Стамица, руководившего придворным оркестром в Мангейме. Первые уроки игры на скрипке Карл получил от отца, после кончины того в 1757 году продолжил обучение у нового капельмейстера Мангеймского оркестра Кристиана Каннабиха. В 17 лет начал играть на скрипке в придворном оркестре, но с 1770 года оставил свой пост и предпринял гастрольную поездку по всей Европе как исполнитель-виртуоз на скрипке, альте и виоле д’амур, в частности, в 1775 выступал в Санкт-Петербурге. Сначала он отправился в Париж, где поступил на службу к Людовику, герцогу Ноайскому, который сделал его своим придворным композитором. Позже он побывал в Дрездене, Праге, Галле , а затем в Нюрнберге, где 3 ноября 1787 года устроил большое аллегорическое музыкальное празднество в

Карл Филипп Стамиц родился в 1745 году, в Мангейме. Немецкий композитор и скрипач чешского происхождения, один из самых выдающихся представителей второго поколения «мангеймской школы».

Он был старшим сыном чешского композитора и скрипача Яна Вацлава Стамица, руководившего придворным оркестром в Мангейме. Первые уроки игры на скрипке Карл получил от отца, после кончины того в 1757 году продолжил обучение у нового капельмейстера Мангеймского оркестра Кристиана Каннабиха. В 17 лет начал играть на скрипке в придворном оркестре, но с 1770 года оставил свой пост и предпринял гастрольную поездку по всей Европе как исполнитель-виртуоз на скрипке, альте и виоле д’амур, в частности, в 1775 выступал в Санкт-Петербурге. Сначала он отправился в Париж, где поступил на службу к Людовику, герцогу Ноайскому, который сделал его своим придворным композитором. Позже он побывал в Дрездене, Праге, Галле , а затем в Нюрнберге, где 3 ноября 1787 года устроил большое аллегорическое музыкальное празднество в двух актах в честь восхождения на воздушном шаре французского пионера авиации Жан-Пьера Бланшара . Зимой 1789-1790 годов он руководил любительскими концертами в Касселе, но не смог получить работу при Шверинском дворе. К этому времени женатый и отец четверых маленьких детей, он был вынужден возобновить жизнь путешественника. С 1795 года Стамиц отказался от поездок и поселился с семьёй в Йене, в центральной Германии. Однако там он оказался в тяжёлом положении, погрузившись в долги и нищету, и скончался в бедности 9 ноября 1801 года.

Карл Стамиц был плодовитым композитором, работавшим в традициях «мангеймской школы» и раннего классицизма. Его перу принадлежат более 50 симфоний, 38 концертных симфоний, более 60 концертов для различных инструментов с оркестром (в том числе 11 концертов для кларнета с оркестром и концерт для альта с оркестром, считающиеся наиболее известными его произведениями и вызывающие особое восхищение). Он писал также дуэты, трио и квартеты для различного состава инструментов, в том числе ряд дуэтов для скрипки и альта. Обе оперы Стамица утеряны. Стилистически его музыка напоминает музыку Моцарта или Гайдна и характеризуется привлекательными мелодиями. Виолончельные концерты Стамица были написаны для Фридриха Вильгельма II Прусского, который был одаренным музыкантом-любителем: и Моцарт, и Бетховен писали музыку для короля.

Струнный квартет ре мажор - очень светлая и жизнерадостная музыка