Найти в Дзене
Видимое временно...

Об обманчивости наших чувств или мир глазами бабочки

Два старых друга прогуливаясь по Набережной, сворачивают на мост, проходят до середины, останавливаются, облокачиваются локтями о перила металлического ограждения. Стоят некоторое время молча, наслаждаясь открывающемся видами с моста на реку и вечерний город. Было достаточно прохладно, так как оба были одеты в зимних пуховых куртках. Вечер. Дул лёгкий зимний ветер. Где-то середина декабря...

А вот и сам мост, правда здесь запечатлено лето. г.Тамбов
А вот и сам мост, правда здесь запечатлено лето. г.Тамбов

Практик: (не отрывая взора от реки) А ты Станислава Лема читал?

Станислав Лем
Станислав Лем

Атеист: (повернув голову в сторону Практика) Нет. А что это ты вдруг вспомнил о нём?

Практик: (Всё также неотрывно глядя на вечерний город) Да вот... мысленно вернулся к нашему разговору (разговор см. здесь). Помнишь?

Атеист: Помню конечно, я размышлял немного об этом.

Практик: Так вот, в одном из его рассказов описывается опыт ученого, который поместил изолированные мозги в особые ящички и подсоединил
их к устройствам, создающим полную иллюзию реальности. Показывая свою установку гостю, ученый говорит: "Это их судьба, их мир, их бытие - все, что они могут достигнуть и познать. Там находятся специальные ленты с записанными на них электрическими импульсами; они соответствуют тем ста или двумстам миллиардам явлений, с какими может столкнуться человек в наиболее богатой впечатлениями жизни. Если б вы подняли крышку барабана, то увидели бы только блестящие ленты, покрытые белыми зигзагами, словно натеками плесени на целлулоиде, но это - знойные ночи юга и рокот волн, это тела зверей и грохот пальбы, это похороны и пьянки, вкус яблок и груш, снежные метели, вечера, проведенные в семейном кругу у пылающего камина, и крики на палубе тонущего корабля, и горные вершины, и кладбища, и бредовые галлюцинации - там весь мир!"

-3

Атеист: Здорово! Надо будет почитать на досуге.

Практик: В этом рассказе речь идет не просто о безудержном полете фантазии, но дана своего рода модель нашего познания.

-4

Вопрос, поставленный в нем Лемом, - центральный в гносеологии.

Как мы можем получать достоверное знание действительности, лежащей вне нас?

Мало того, что органы чувств слишком часто обманывают нас и данные их полны иллюзорности. (Нам, например, кажется, что Солнце вращается вокруг Земли, что камень или рука - нечто сплошное, что на экране происходит не смена кадров, а настоящее движение фигур и т.д.)

-5
-6

Атеист: Я понимаю о чем ты. Трудно вообще доказать, что это дерево или этот дом существуют независимо от меня именно такими, как я их воспринимаю. Сейчас они мне кажутся такими. А как бы они выглядели, если б устройство моих органов чувств было иным? Ведь известно, в частности, что насекомые видят мир иначе, чем мы, и, следовательно, он представляется им иным. На вот зацени у я себе "заскринил" ссылка на полную статью здесь:

Это результат моделирования изображения бабочки перламутровки Кибела (Speri cybele), каким его видит фасеточный глаз при приближении к объекту в диапазоне расстояний 2 до 1.5 см смоделировано для глаза из 6.3 тыс. фасеток, что примерно соответствует максимально разрешающей способности глаза перламутровки Кибела. Внизу справа - обычная фотография бабочки.
Это результат моделирования изображения бабочки перламутровки Кибела (Speri cybele), каким его видит фасеточный глаз при приближении к объекту в диапазоне расстояний 2 до 1.5 см смоделировано для глаза из 6.3 тыс. фасеток, что примерно соответствует максимально разрешающей способности глаза перламутровки Кибела. Внизу справа - обычная фотография бабочки.

Пока Практик с Атеистом рассматривали фото бабочки и бегло пролистали статью к ним неожиданной подошел Читатель, положив им руки на плечи, пародийным голом милиционера произнёс:

Читатель: Уважаемые, пройдёмте в отделение!

Атеист: (тонким детским пародийным голосом) Дяденька! Дяденька не бейте меня! (три друга ухватываются, здороваясь рукопожатием)

Читатель: Вы что здесь тут трёте?

Атеист в двух словах пересказывает суть разговора.

Читатель: Да, я кстати, читал о таком. Строго говоря, звука как такового не существует: есть лишь волны, которые, действуя на мой слуховой аппарат, создают во мне ощущение звука. Точно такое же ощущение легко можно получить механическим раздражением ушного нерва. Не существует как такового и света (или цвета), а есть поток квантов, определенным образом воздействующий на наши зрительные органы.

Практик: Сегодня вы не перестаете меня удивлять! Может вы в наш лагерь переметнётесь?

Атеист: Ага, "вот тебе кукиш исконно русский"

Практик: А я вам в продолжение нашей, не очень тёплой беседы (сделав небольшую паузу, дует на руки тёплым воздухом и засовывает их в карман куртки, чтобы согреть). Можно доказать, что все ощущения, из которых складывается наша картина мира, зависят от наших рецепторов, или воспринимающих аппаратов. Один и тот же ток, пропущенный через язык, дает ощущение кислоты, пропущенный через глаз - ощущение красного или голубого цвета, через кожу - ощущение щекотания, а через слуховой нерв - ощущение звука. Еще английский философ Дэвид Юм, а за ним австрийский физик Эрнст Мах показали, как, признав ощущение за единственный источник познания, мы неизбежно приходим к крайней форме скептицизма. Мах в своей работе об отношении физического к психическому развивает эту мысль с неумолимой последовательностью. Он исходит из того, что каждое воспринимаемое человеком явление внешнего мира есть одновременно и наше ощущение, а следовательно - психическое состояние.

Дэвид Юм
Дэвид Юм
Эрнст Мах
Эрнст Мах

Таким образом, если наша мысль будет оперировать информацией, сообщаемой только органами чувств, мы едва ли сможем найти объективные критерии для познания мира. Мы окажемся в том положении, о котором говорил Артур Шопенгауэр:

"Извне в существо вещей проникнуть невозможно: как далеко мы ни заходили бы в своем исследовании, в результате окажутся только образы и имена. Мы уподобляемся человеку, который, бродя вокруг замка, тщетно ищет входа и между тем срисовывает фасад"
"Извне в существо вещей проникнуть невозможно: как далеко мы ни заходили бы в своем исследовании, в результате окажутся только образы и имена. Мы уподобляемся человеку, который, бродя вокруг замка, тщетно ищет входа и между тем срисовывает фасад"

Атеист: Мы похожи на героев сказки "Волшебник Изумрудного города", которым все в городе казалось зеленым из-за надетых на них очков с замком.

-11

Практик: Именно. Хорошее сравнение!

Читатель: (слегка приплясывая с ноги на ногу) Здесь недалеко на набережной есть кафешка можно зайти чайку попить горячего, а то я что-то совсем замёрз. Вы тут мило беседуете, а я тут, между прочим, с одной красоткой познакомился, целый час мы гуляли с ней по набережной, пока не проводил её на автобус. Я уже продрог весь.

Кадр из фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром"
Кадр из фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром"

Практик: (Обернувшись лицом к Читателю) Любовь не греет разве?

Читатель раскраснелся

Атеист: Ладно, погнали, что стоять. Продолжим нашу дискуссию в кафешке теперь уже теперь в следующей публикации.