Два старых друга прогуливаясь по Набережной, сворачивают на мост, проходят до середины, останавливаются, облокачиваются локтями о перила металлического ограждения. Стоят некоторое время молча, наслаждаясь открывающемся видами с моста на реку и вечерний город. Было достаточно прохладно, так как оба были одеты в зимних пуховых куртках. Вечер. Дул лёгкий зимний ветер. Где-то середина декабря...
Практик: (не отрывая взора от реки) А ты Станислава Лема читал?
Атеист: (повернув голову в сторону Практика) Нет. А что это ты вдруг вспомнил о нём?
Практик: (Всё также неотрывно глядя на вечерний город) Да вот... мысленно вернулся к нашему разговору (разговор см. здесь). Помнишь?
Атеист: Помню конечно, я размышлял немного об этом.
Практик: Так вот, в одном из его рассказов описывается опыт ученого, который поместил изолированные мозги в особые ящички и подсоединил
их к устройствам, создающим полную иллюзию реальности. Показывая свою установку гостю, ученый говорит: "Это их судьба, их мир, их бытие - все, что они могут достигнуть и познать. Там находятся специальные ленты с записанными на них электрическими импульсами; они соответствуют тем ста или двумстам миллиардам явлений, с какими может столкнуться человек в наиболее богатой впечатлениями жизни. Если б вы подняли крышку барабана, то увидели бы только блестящие ленты, покрытые белыми зигзагами, словно натеками плесени на целлулоиде, но это - знойные ночи юга и рокот волн, это тела зверей и грохот пальбы, это похороны и пьянки, вкус яблок и груш, снежные метели, вечера, проведенные в семейном кругу у пылающего камина, и крики на палубе тонущего корабля, и горные вершины, и кладбища, и бредовые галлюцинации - там весь мир!"
Атеист: Здорово! Надо будет почитать на досуге.
Практик: В этом рассказе речь идет не просто о безудержном полете фантазии, но дана своего рода модель нашего познания.
Вопрос, поставленный в нем Лемом, - центральный в гносеологии.
Как мы можем получать достоверное знание действительности, лежащей вне нас?
Мало того, что органы чувств слишком часто обманывают нас и данные их полны иллюзорности. (Нам, например, кажется, что Солнце вращается вокруг Земли, что камень или рука - нечто сплошное, что на экране происходит не смена кадров, а настоящее движение фигур и т.д.)
Атеист: Я понимаю о чем ты. Трудно вообще доказать, что это дерево или этот дом существуют независимо от меня именно такими, как я их воспринимаю. Сейчас они мне кажутся такими. А как бы они выглядели, если б устройство моих органов чувств было иным? Ведь известно, в частности, что насекомые видят мир иначе, чем мы, и, следовательно, он представляется им иным. На вот зацени у я себе "заскринил" ссылка на полную статью здесь:
Пока Практик с Атеистом рассматривали фото бабочки и бегло пролистали статью к ним неожиданной подошел Читатель, положив им руки на плечи, пародийным голом милиционера произнёс:
Читатель: Уважаемые, пройдёмте в отделение!
Атеист: (тонким детским пародийным голосом) Дяденька! Дяденька не бейте меня! (три друга ухватываются, здороваясь рукопожатием)
Читатель: Вы что здесь тут трёте?
Атеист в двух словах пересказывает суть разговора.
Читатель: Да, я кстати, читал о таком. Строго говоря, звука как такового не существует: есть лишь волны, которые, действуя на мой слуховой аппарат, создают во мне ощущение звука. Точно такое же ощущение легко можно получить механическим раздражением ушного нерва. Не существует как такового и света (или цвета), а есть поток квантов, определенным образом воздействующий на наши зрительные органы.
Практик: Сегодня вы не перестаете меня удивлять! Может вы в наш лагерь переметнётесь?
Атеист: Ага, "вот тебе кукиш исконно русский"
Практик: А я вам в продолжение нашей, не очень тёплой беседы (сделав небольшую паузу, дует на руки тёплым воздухом и засовывает их в карман куртки, чтобы согреть). Можно доказать, что все ощущения, из которых складывается наша картина мира, зависят от наших рецепторов, или воспринимающих аппаратов. Один и тот же ток, пропущенный через язык, дает ощущение кислоты, пропущенный через глаз - ощущение красного или голубого цвета, через кожу - ощущение щекотания, а через слуховой нерв - ощущение звука. Еще английский философ Дэвид Юм, а за ним австрийский физик Эрнст Мах показали, как, признав ощущение за единственный источник познания, мы неизбежно приходим к крайней форме скептицизма. Мах в своей работе об отношении физического к психическому развивает эту мысль с неумолимой последовательностью. Он исходит из того, что каждое воспринимаемое человеком явление внешнего мира есть одновременно и наше ощущение, а следовательно - психическое состояние.
Таким образом, если наша мысль будет оперировать информацией, сообщаемой только органами чувств, мы едва ли сможем найти объективные критерии для познания мира. Мы окажемся в том положении, о котором говорил Артур Шопенгауэр:
Атеист: Мы похожи на героев сказки "Волшебник Изумрудного города", которым все в городе казалось зеленым из-за надетых на них очков с замком.
Практик: Именно. Хорошее сравнение!
Читатель: (слегка приплясывая с ноги на ногу) Здесь недалеко на набережной есть кафешка можно зайти чайку попить горячего, а то я что-то совсем замёрз. Вы тут мило беседуете, а я тут, между прочим, с одной красоткой познакомился, целый час мы гуляли с ней по набережной, пока не проводил её на автобус. Я уже продрог весь.
Практик: (Обернувшись лицом к Читателю) Любовь не греет разве?
Читатель раскраснелся
Атеист: Ладно, погнали, что стоять. Продолжим нашу дискуссию в кафешке теперь уже теперь в следующей публикации.