13.09.2019, Волгореченск-Нерехта-Армёнки-Волгореченск, 103 км, Костромская обл.
В прошлый раз мы остановились на том, что мне предстоял долгий и незнакомый путь домой. Просто удивительно, сколько всего интересного можно найти в маленьких райцентрах, разбросанных по костромской и ивановской земле! Но время не ждало – тени становились всё длиннее, а тучи – всё темнее. По плану мне следовало двигаться на восток по дороге 34К-177 Нерехта-Армёнки так долго, как только смогу, а затем уходить на север через дикую местность в сторону села Владычное, которое я проезжал по дороге в Нерехту.
…После такой славной велоэкскурсии очень не хотелось покидать Нерехту, но уже вечерело и смурнело. Та пятница 13.09 была последней в череде ещё по-летнему жарких сентябрьских дней, и в ночь ожидалась смена погоды. Осень буквально наступала мне на пятки. Меня ждала дорога домой по неизведанному маршруту сквозь дикие лесистые пустоши на направлении Аминево – Владычное (п. 10 и 2 на карте ниже).
Здравствуй, Нерехта – до свидания, лето!
- Екатерининским трактом
- Погоня за дождём в селе Ёмсна
- “Подвиги” пана Лисовского во времена Смуты
- Армёнки и Аминево – следы былой цивилизации
- Прорыв через пустоши
- Дом, милый дом!
1. Екатерининским трактом
Как можно видеть на карте, выезжал я из Нерехты совсем не той дорогой, что въезжал. Выездная дорога (34К-177, фиолетовый трек на карте внизу) тоже радовала глаз и зад новеньким антрацитовым асфальтом. Машин здесь почти не было, редко-редко обгоняли или попадались навстречу. Оно и понятно – дорога тупиковая. Фактически ведёт в никуда, постепенно растворяясь средь лесных урочищ где-то на границе Костромской и Ивановской областей.
Впрочем, это теперь, а вот раньше эта полубезымянная ленточка была столбовой дорогой между Нерехтой и Середой, проложенной ещё в царствование Екатерины II. С 1762 года здесь стали гонять ямщину, используя дорогу в почтовых целях. С 1847 года дорога стала считаться торговой, поскольку в Середе она не заканчивалась, а вела далее на Шую ныне Ивановской области. И Нерехта, и Шуя – торговые центры того времени. Местные же до сих пор называют эту дорогу (точнее то, что от неё осталось) екатерининским трактом.
Середа – это нынешний Фурманов, который потому тогда и назывался Середой (одна из версий), что стоял посередине нескольких дорог, в том числе дороги Нерехта – Шуя. О Середе-Фурманове я писал в материале Почему стоит бросить всё и немедленно переехать в Фурманов!
Долго ли, коротко ли, пересёк границу Ёмсненского сельского поселения. Это территория площадью 227 км2, тянется вдоль всей дороги (нижний фиолетовый трек на карте, пункты 7-10). 25 сёл и деревень, всего около полутора тысяч людей.
Касаемо названия административного центра – села Ёмсна – есть несколько версий. Тут и вездесущие татары, и финно-угры. Установить истину сложно, тем более, что здесь ещё и речка Ёмсна затесалась, и что от чего произошло и почему, теперь уже и не разберёшь. Есть мнение, что название происходит от той самой ямщины, что здесь когда-то гоняли. “Я” заменилось на “ё”, “щ” на “с” “а” упало, “б” пропало – ну вы поняли.
2. Погоня за дождём в селе Ёмсна
А вот и первая деревушка на пути – Ежово. Живёт здесь всего полсотни человек. За деревушкой дорога проходит по мосту через ту самую речку Ёмсна. Жители последнего двора соорудили отличную смотровую площадку – посмотрите на стулья над обрывом с ласточкиными гнёздами.
Сейчас это не река, а, скорее, ручей, но в прежние времена в весенний разлив Ёмсна превращалась в большую реку, заливая пойменные луга. Да и без разливов была вполне себе убедительна – на ней стояли и плотины, и водяные мельницы. Отсюда ещё одна версия названия: ёмкая, сильная – Ёмсна.
Далее меня поджидало и само село Ёмсна. Строительство церкви здесь началось в 18 веке, но поселения вокруг появились значительно раньше. Первая запись в церковной книге датирована 1752 годом, в ней впервые упоминается село Ёмсна.
От церкви, конечно, мало что осталось. Вот она, церковь Троицы Живоначальной или Троицкая:
Обратили внимание на влажный асфальт? Вот и я обратил. Первая мысль была: “Проехала поливалка”. Но откуда поливалка в такой глуши? Стало ясно, что я двигаюсь по глиссаде недавно прошедшей здесь тучи, и если повезёт, сумею её догнать))
В главном селе Ёмсненского поселения живёт всего-то 300 человек, даже чуть меньше. Есть школа и почта. И воинский мемориал. Всё по-взрослому)
3. “Подвиги” пана Лисовского во времена Смуты
В истории здешних мест несколько раз встречается тема Смуты начала 17 века. Проходивший здесь отряд пана Лисовского разорил село Поемичье и находившиеся вблизи деревни. Пан шкодничал в окрестностях дважды: в 1609 и 1615 годах:
17 февраля 1609 года отряд Лисовского в 2 тыс. бойцов занял города Шуя и Плёс. 30 апреля Лисовский подошел к Ярославлю. В мае Лисовский совершил попытку деблокировать Ипатьевский монастырь в Костроме, однако потерпел неудачу и отступил. 8 июня его отряд захватил Кинешму.
Википедия
…а крестьяне от литовского разорения вышли безвестно.
Kostromka.ru
Во всех упомянутых городах я бывал (кроме Шуи, это в следующем сезоне). Все они находятся в пределах велосипедной доступности от Нерехты/Ёмсны, в чём легко убедиться, взглянув на карту.
Очевидцы отмечали особую жестокость Лисовского, который на непокорной территории не давал пощады ни женщинам, ни детям, оставляя после себя пустыню.
Википедия
О последнем рекомендуется помнить, читая современные новости вроде этой.
Зато по окончании Смуты местный погост с деревнями был пожалован боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву за его участие в освобождении России от польско-литовских интервентов. Будучи воеводой в Астрахани, Шереметев со своими войсками поспешил в Москву бить «Тушинского вора», а позже участвовал в возведении на престол Михаила Федоровича Романова (того самого, ради которого Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг). Всё происходило здесь, на этой земле, в этих краях.
В заключение горячо советую посмотреть 3-минутный ролик, снятый в селе Ёмсны одним неравнодушным человеком ровно 2 года назад. Ролик очень душевен и мил. В нём с высоты птичьего полёта показаны и церковь, и школа, и воинский мемориал и дорога (тогда ещё неотремонтированная). Автор – настоящий художник, умеет без слов показать и выразить всё самое главное. Мне есть на кого равняться.
4. Армёнки и Аминево – следы былой цивилизации
За Ёмсной цивилизация быстро пошла на убыль, а дорога, такое ощущение, ещё помнила копыта польских лисовчиков. Я, похоже, начал настигать тучу – все выбоины и ямы были заполнены водой, что здорово затрудняло продвижение. Дождь шёл здесь всего каких-нибудь полчаса назад. Фоток этого участка, к сожалению, нет за исключением весьма живописного ж/д переезда через безымянный ручей – параллельно моему курсу справа всё время шла железная дорога Ярославль – Иваново, её хорошо видно на карте.
К счастью, туча вскоре то ли свернула, то ли иссякла, и уже через десяток километров дорога вновь стала сухой. Перед следующим ключевым пунктом – Армёнками – случилось спугнуть большую стаю неизвестных птичек, сидевших на проводах. Я неторопливо ехал вдоль проводов, а они красиво взлетали одной сплошной волной:
Армёнки. До 2009 года были центром Армёнского сельского поселения, но народу становилось всё меньше (“…а крестьяне от литовского разорения вышли безвестно“), поэтому теперь они входят в состав Ёмсненского сельского поселения. Нынче в Армёнках проживает менее 400 человек. Удастся ли здешним краям пережить новую Смуту?
Так-то дорога совсем безлюдная, но мне повезло – навстречу степенно катил дедушка на старом велосипеде, а за ним отчаянно стрекотал такой мега-девайс, который, как я только что выяснил, называется “мотоблок с тележкой”, хотя название “дристополет” гораздо полнее передаёт его суть. Любезно раскланявшись на ходу с преисполненным достоинства водителем дристополета, я торжественно въехал в Армёнки.
Колокола на церкви Смоленской иконы Божией Матери в честь моего приезда не звонили, что неудивительно, ведь она давно разрушена, как и её сверстница в Ёмсне. Церковь на этом месте существовала ещё в 16 веке, а нынешнее кирпичное здание построено на рубеже 18-19 века.
Из примечательного: в начале 18 века частью села Армёнки владел Иван Васильчиков, родственник Анны Григорьевны Васильчиковой, пятой (невенчанной) жены Ивана Грозного (“моя попытка номер пять”), сосланной им в монастырь.
Вообще Армёнки – последний форпост цивилизации в этих краях: через 5 км идёт граница с Ивановской областью, а такие места у нас традиционно заброшены, потому что ни одна из граничащих областей не хочет о них заботиться, спихивая заботы на плечи соседей. В первую очередь это сказывается на дорогах. Чего стоит, например, аналогичный участок Высоково – Выголово по пути в Плёс! В скором времени обязательно напишу об этом. Так что слабым духом за Армёнки заезжать не стоит. Здесь неподалёку есть одноименная ж/д станция (стоит на участке пути Ярославль – Иваново, см. фото ж/д переезда выше), есть автобусная остановка (раз в сутки рано утром ходит автобус из Нерехты), а вот дальше уже нет практически ничего.
Но я, как говорилось в начале, решил двигаться по екатеринискому тракту так долго, как только смогу, прежде чем заворачивать на север к Владычному, которое я проезжал по дороге в Нерехту.
Асфальт уступил место гравийке (а я предупреждал!), и та привела меня в село Аминево. Вроде бы автобус № 161 из Нерехты доезжает и сюда, но всё равно полное ощущение, что ты на краю земли и вот-вот проткнёшь головой небесный свод или свалишься в мировой океан к трём китам.
Аминево встретило меня каким-то загадочным тракторным баттлом. То ли один трактор пытался взять другой на буксир, то ли они случайно сцепились и не могли расцепиться, я так и понял, стремясь проскочить побыстрее. Трактористы не обратили на меня ни малейшего внимания. Фотка сделана на ходу, а потому слегка размыта.
Село Аминево принадлежало роду Кобылиных, предок которых опричник Степан Кобылин при Иване Грозном охранял сосланного в монастырь митрополита московского Филиппа II, восставшего против опричнины и за это удавленного Малютой Скуратовым по приказу царя. Многие вспомнят Филиппа по последней роли Олега Янковского в фильме Павла Лунгина “Царь”.
Эти самые помещики Кобылины, скорее всего, и приложили руку к возведению здесь в 1810 году церкви Троицы Живоначальной. Именно она показана на заглавной картинке к предыдущей части рассказа под названием Здравствуй, Нерехта – до свидания, лето!
Аминево расположено в полутора километрах от границы с Ивановской областью. Село маленькое – всего сотня людей здесь ютится. Буквально пара нажатий на педали – и ровно в 17 часов я достиг восточной оконечности села, выйдя на рубеж прорыва к Владычному. Гравийка уступила место грунтовкам. Одна вела дальше на восток к границе с Иваново, но было пора возвращаться, поэтому я свернул на северную грунтовку, которая сразу задаунгрейдилась до примятой травяной колеи. Вечерело, от Владычного меня отделяли добрых полтора десятка километров неизведанных лесных урочищ и диких пустошей. Приключение началось!
5. Прорыв через пустоши
Снова даль предо мной неоглядная,
Ширь степная и неба лазурь…
“Прощание славянки”
Вокруг лежали просторы необъятных размаха и красоты. Попытался передать это ощущение при помощи панорамного фото. Охват 180°, слева на горизонте при увеличении виднеется оставленное Аминево и башня Троицкой церкви.
Скоро местность стала ощутимо понижаться, и я остался наедине с небом и лесом. Предзакатная тишь, казалось, стоит здесь от начала времён. Я спешил преодолеть незнакомые пустоши до темноты, а потому не притормаживал свой CUBE, катившийся под уклон, и лишь морщился от стрекотанья трещотки. Колея становилась всё менее различимой.
Некстати вспомнился Сусанин со своими поляками. Я крепче сжал руль.
Сусанин уступил место медведю, три недели назад выбежавшему на трассу всего в двадцати километрах отсюда. Я прищурился и закусил губу.
Помогло – медведь отправился вслед за Сусаниным. Из навигационного оборудования я мог полагаться лишь на едва различимые штришки на спутниковой карте. Впрочем, связи практически не было, и в основном всё-таки приходилось полагаться на свою память (карта долго и тщательно изучалась перед рейдом).
Даже герои фильма Pitch Black (“Кромешная тьма” или “Чёрная дыра” в нашем прокате, с Вином Дизелем) не стремились так быстро проскочить на своей таратайке до заката, как я.
Колеи ветвились во все стороны, и вскоре я понял, что еду не туда – забрал слишком сильно на восток, в то время как мне надо на север. Где-то должен быть поворот, но где он? Вот как это выглядело:
Пришлось остановиться и медленно подниматься назад, ежеминутно сверяясь с тупившей спутниковой картой. Наконец вправо пошла какая-то едва заметная тропинка, которую я поначалу даже не заметил. Вспышка радости угасла столь же стремительно, как и зажглась – через полсотни метров тропинка упёрлась в сплошные заросли бурьяна и крапивы. Тут-то я и осознал с беспощадной ясностью (хотя и подозревал ранее), что дорога на Владычное отнюдь не будет вымощена жёлтым кирпичом!
Вот тебе и спутниковая карта! Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
Дальнейшее, увы, в фото- и видеохронику не попало – какое-то время было не до того. Скажу лишь, что заросли, похоже, оказались задворками какой-то древней деревушки – метров через сто они расступились и взору моему предстало открытое место, усеянное какими-то кочками и ямами вроде бы антропогенного происхождения. Мне доводилось бывать в стёртых с лица земли деревнях, когда если не знаешь, что раньше тут было жильё, то ни за что не заметишь – так вот было очень похоже по ощущениям. Оборвав длинные травяные жгуты с педалей и звёздочек, двинулся дальше.
На противоположной стороне меня поджидал густой лес самого разбойничьего вида, но сквозь него, слава богу, вела охотничья тропа. В лесу стояла сырость, где-то неподалёку располагалось болото, а потому дорога тонула в грязи. Я, впрочем, был рад и тому. Колея зарылась в грязь настолько, что кое-где серёдка была срезана днищем.
Следы неведомых, но несомненных зверей бодрили и понуждали стремиться к Владычному и цивилизации.
Колёса жирно чавкали и буксовали. Отчаянно дрифтуя в грязи и шипя от зудевших комарино-крапивных укусов, я миновал лес и болото и вылетел на оперативный простор! Если обратили внимание, в последнем ролике посередине есть перебив кадра. Это потому, что он склеен из двух роликов: один записан непосредственно перед тем, как я остановился и развернулся в поисках нужного поворота, а другой – сразу после леса. Между ними разницы всего 15 минут, но тогда казалось, что у меня борода уже отросла, пока я целину штурмовал.
Пейзаж, вроде бы, не особо изменился, но что-то неуловимое подсказывало, что самая глушь уже позади, и эта колея уже более “обитаема”, чем предыдущие.
Колея то ныряла в уютные золотистые аллейки, то петляла среди заросших полей.
И вот из-за горизонта величественно вздымаются пока ещё далёкие, но всё же различимые трубы Костромской ГРЭС. Шкипер видит маяк!
6. Дом, милый дом!
С этого момента дело пошло веселее. Стрелка часов уже перевалила за шесть, но я был спокоен и безмятежен. На самом краю пустошей меня поджидало овсяное поле, медово-золотое в лучах заходящего солнца. Что за диво!
А на краю поля красовался кем-то заботливо оставленный стул – наверное, местный агроном любил сиживать на нём, слушая, как шумит его любимый овёс, и щурясь на солнышко))
Колея снова перешлав грунтовку, на которой виднелись следы не опасных лесных обитателей 👹, а вполне себе безобидных коров 🐮
В село Владычное я въехал в 18:20 уже в сумерках.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Владычном – первая действующая церковь, попавшаяся мне на обратном пути. В сумерках выглядела таинственно.
Построена на средства прихожан около 1772 г. Частично отреставрирована, но, конечно, есть ещё над чем работать.
Церковь стояла уже у самой дороги на Волгореченск. После скитаний по лесам и полям даже серьёзно убитый асфальт показался мне гоночным треком. Оставшиеся 6 км долетел, как на крыльях.
Резюмируя: по плотности событий и впечатлений эта поездка вышла самой насыщенной. Да, канал Волга-Уводь был масштабнее, лосеферма – ми-ми-мишнее, секретная стоянка речфлота – брутальнее, заезды на 200+ км – труднее, но самые яркие впечатления остались именно от инкурсии на Нерехту и рейда через пустоши.
P.S. Желающие повторить подвиг могут скачать мой трек от Аминево до Владычного вот по этой ссылке.
Хочешь узнать побольше о всяких интересных местах – ставь лайк, подписывайся на канал и, конечно, не забудь посетить мой сайт Балаганчик весёлого работяги 🎭