Найти тему
Kosmosone

Космическое право в XXI веке: вопросы безопасности

Оглавление

Современная история человечества характеризуется мотивационной трансгрессивной стратегией. Постмодернистские интенции культуры, философии, искусства качественно по-новому описывают необходимость и феноменологию перехода за пределы, преодоления онтологических границ и демаркационных линий. Не в последнюю очередь повлиял на этот способ восприятия и понимания мира факт выхода человека за пределы его планетарной лакуны.

https://www.pexels.com/photo/asphalt-blur-car-city-290470/
https://www.pexels.com/photo/asphalt-blur-car-city-290470/

Такой прорыв в преодолении границы по общей логике предполагает фокусировку восприятия и понимания человечества как единого целого, унитарного явления, не разделенного этнической, политической, социокультурной дифференциацией.

Кроме того, выход в комическое пространство - это возможность найти и установить смысл и стратегию совместной человеческой деятельности, возможность нивелирования внутренних конфликтов и противостояний.

Проблемы освоения Космоса

Однако вопрос об общем императиве поведения человека в космических стратегиях носит проблематичный характер. Об этом свидетельствует ряд международных договоров и правовых актов, которые за последние несколько десятилетий были приняты международными организациями и правительствами передовых стран мира.

Другой уровень проблем философского осмысления освоения космоса человечеством находится не только в этико-правовой плоскости, но и в феноменологической перспективе.

Очевидно, что они стали императивами поведения и легитимации историко-культурного опыта, сформировавшегося в течение длительного периода времени и подверженного воздействию целого ряда объективных и субъективных факторов: природных, социальных, географических, обычно бытовых и других.

Крайне сложно предсказать, какие факторы будут влиять на формирование императива поведения человека в космическом пространстве.

Таким образом, отсутствует информационная база по влиянию на сознание и поведение человека изменений пространственно-временных отношений, отсутствию влияния магнитного поля, отсутствию дня и ночи как фактора биологических ритмов и так далее. Поэтому предсказать, каким будет поведение человека в этих необычных условиях, также сложно.

Следующий спорный момент освоения космоса - формирование нового порядка понимания хаоса. И в этом аспекте есть определенное противоречие. Ведь, с одной стороны, с древней философской традиции берет начало понимание космоса как воплощения порядка и гармонии.

С другой стороны, при более детальном подходе к исследованию космоса это непредсказуемый и хаотичный процесс. Поэтому обосновывается позиция постмодернистской философии о понимании мира как хаоса, динамики организационно-структурных и энтропийных процессов.

Понятно, что такое понимание мира существенно влияет на психические структуры восприятия и анализа действительности.

Готовность расширения границ обитаемости

Возникает закономерный вопрос: насколько человечество как глобальное планетарное сообщество готово преодолеть границы обитаемого пространства?

Понятно, что необходимо реализовать стратегию расширения границ присутствия человека в космосе с учетом приобретенных фундаментальных знаний о строении мира, при сбалансированной политике регулирования человеческой деятельности, легитимированной мировым сообществом.

Этот опыт столкновения с принципиально незнакомым, непредсказуемым космическим пространством опасно строить на основе мифологии о пионерах или первопроходцах, героически преодолевающих линию горизонта человеческого существования.

Логика этого мифа - идея возможности покорения природы. Однако лучшие практики анализа воздействия научно-технического процесса предостерегают от такой безрассудной мотивации.

Соответственно, общая стратегия освоения космического пространства должна основываться на четком инвариантном знании универсальных законов мироздания и, соответственно, устойчивых, исторически сложившихся закономерностях императивов поведения человека.

Учитывая вышеизложенное, общий контекст философского анализа проблемы освоения космического пространства целесообразно разделить на два отдельных проблемных поля.

Первый из них рассмотрен в абстрактно-научном плане. Его цель-изучение космоса как нового уровня научно-технического знания, разработка и апробация принципиально новых стратегий осуществления человеческой деятельности, источников расширения границ знаний и опыта.

Другой аспект проблемы следует рассматривать как праксеологический. Его содержание - использование ресурсов Вселенной, возможность общения, навигации и планетарного управления. Этот ресурс значительно увеличивает возможные риски и технологии влияния в контексте глобальной геополитики.

Наглядным примером такого притязания являются отдельные территориальные притязания на владение поверхностью Луны.

Если абстрактно-научный уровень проблемы освоения космоса носит скорее спекулятивный характер, то праксеологический контекст, с одной стороны, требует критического осмысления и срочного решения, а с другой - содержит необходимую эмпирическую базу для исследования, по крайней мере, в виде многочисленных правовых актов, регулирующих данный вид деятельности.

Необходимость освоения космоса

Итак, проанализируем праксеологические аргументы необходимости освоения космоса.

  1. Во-первых, необходимость освоения космоса обусловлена масштабным ростом населения планеты. Поэтому осуществление этой стратегии имеет все основания считаться условием если не выживания, то хотя бы стабильности существования и развития человеческого рода.
  2. Во-вторых, позиция о начале расширения пространства вполне однозначна, но построить адекватную умозрительную модель о возможных и необходимых пределах этой деятельности крайне сложно. Соответственно, формирование императивов, которые бы регулировали и ориентировали свободу экспликации человеческой деятельности, считается актуальным и неотложным.
  3. В-третьих, адаптация человека к качественно новому и неизвестному космическому пространству сопряжена с целым рядом неопределенных биологических, социальных, политических и моральных проблем. Учитывая это, возникает проблема верификации и концептуализации детерминант, составляющих содержание алгоритма деятельности человека в космосе.
  4. В-четвертых, крайне сложно спрогнозировать возможность и содержание коммуникационных стратегий человечества в межзвездном пространстве, что, вполне логично, порождает перспективу встречи с внеземными цивилизациями.

Основной проблемой коммуникации в данном контексте является наиболее вероятное расхождение между средствами опосредования и системами семантики и значений.

Логично, что надежда на спонтанный сверхрациональный порядок формирования соответствующих императивов поведения в ситуации общения с внеземными цивилизациями иллюзорна.

Поэтому проблема формирования императивов реализации данного вида человеческой деятельности требует тщательного изучения и обоснования.