Найти в Дзене
Бодрый эколог

Методы рационального использования леса

Оглавление
pixabay.com/ru/photos/леса-деревья-вуд-филиал-2693158/
pixabay.com/ru/photos/леса-деревья-вуд-филиал-2693158/

Мы зависим от лесных территорий как от общества. Как ни парадоксально, но мы все еще допускаем, прямо или косвенно, исчезновение этих экосистем. Изменения площади и качества лесов вызывают озабоченность в связи с биоразнообразием и глобальными изменениями климата. Важно помнить о том, что существуют методы управления, которые позволяют использовать леса, не разрушая их полностью.

При посредничестве государственных учреждений были разработаны подходы, направленные на ограничение обезлесения с помощью экономических стимулов. Некоторые примеры, когда правительство пытается ограничить обезлесение, происходят через политику, связанную с правами собственности, экономической оценкой и рыночными системами, фискальными механизмами, поддержкой жизнедеятельности и финансовой поддержкой, а также с платежами за экосистемные услуги.

Следует признать, что ни один из этих подходов сам по себе не может остановить обезлесение. Комплексные действия, учитывающие многочисленные географические масштабы и многочисленные экологические аспекты борьбы с обезлесением, могли бы обеспечить более эффективный и действенный подход к поощрению местных учреждений и их участия в обеспечении устойчивости лесов.

Правительственные инициативы по мониторингу отношений между правительствами в области незаконной торговли древесиной на международном уровне должны учитывать планы. Эти планы регулируют местный и глобальный спрос на сырьевые товары, совершенствуют стратегии мониторинга торговли древесиной и снижают уровень экспорта в другие страны. Большинство национальных правительств горячо поддерживают международные соглашения о запрете незаконной вырубки леса, но пока не приняли последующих мер по выполнению этого соглашения и не выступили с эффективными инициативами. Например, планирование может позитивно изменить отношение политиков к биоразнообразию и его сохранению.

Перспективным технологическим вкладом в решение этой проблемы станет усовершенствованная система баз данных для отслеживания экспорта и импорта заготовленных лесных материалов. А так же отслеживания распределения лесных товаров, перевозимых либо через порты, либо по автомагистралям. Сертифицированные инициативы по управлению лесами - это рыночные процессы, получившие широкое признание. Эти управленческие идеи были выдвинуты в начале 1990-х годов для решения проблемы с обезлесением и деградацией лесов в целях содействия сохранению биоразнообразия.

Добыча недревесных лесных товаров, как доходный способ использования лесов

Местные землевладельцы имеют альтернативы для получения финансовой выгоды от лесных экосистем, и это может одновременно способствовать их сохранению.

Одной из таких альтернатив является разведка недревесных лесных продуктов (НДЛП). НДЛП представляют собой все биологические ресурсы, за исключением древесины, которые забираются из лесных массивов для использования человеком. НДЛП не обязательно в экологическом контексте, они представляют собой набор продуктов, представляющих экономический интерес. Эти материалы иллюстрируют важность лесов не только как источника древесины.

Некоторые виды растений, включая декоративные растения, медикаменты, продукты питания и волокна, потенциально могут быть исследованы в качестве НДЛП.

Однако люди не всегда используют эти виды надлежащим образом, поскольку они не всегда в изобилии. Прибыльный потенциал использования НДПЛ в решающей степени зависит от размещения потенциально полезных видов в различных экорегионах. Существуют важные экологические обстоятельства, которые необходимо учитывать при использовании НДЛП. Например, никогда не делать больших объемов в сборе любых НДЛП с одной территории, особенно с одного вида. Очевидная причина этого заключается в том, что она позволяет избежать чрезмерных исследований одного продукта, что в конечном итоге приводит к несбалансированности лесной экосистемы.

Во-вторых, крайне важно также избегать сбора продуктов у видов, находящихся под угрозой исчезновения, поскольку они уже находятся в значительной зоне риска. Следует отметить, что обеспечение устойчивости сбора НДЛП должно достигаться путем информирования общественности о важности биоразнообразия и экологических последствиях вымирания видов, как локальных, так и глобальных. Третьим экологическим соображением является необходимость легализации всей работы, связанной с НДЛП, с тем чтобы свести к минимуму контрабанду исследуемой продукции.

Создание и поддержание природоохранных зон (СПЗ)

Создание природоохранных зон - является логической альтернативой сохранения биоразнообразия и других местных или региональных экосистемных услуг. В настоящее время общая площадь земель, зарегистрированных в качестве охраняемых природных территорий, составляет всего около 13%. Ведущие мировые экономические державы договорились к 2020 г. увеличить это значение до 17% мировой поверхности суши, чтобы избежать дальнейшей потери исчезающих видов. Однако лишь небольшая часть этого недавно запланированного СПЗ была создана для девственных лесов.

Создание большего числа СПЗ обеспечивает глобальные преимущества для биоразнообразия и экосистемных услуг, однако эти усилия подверглись критике со стороны некоторых экспертов. По мнению несогласных, природоохранные органы создают сдерживающие факторы для охраны природы. Как следствие, нередко во многих природоохранных зонах сохраняются экологические проблемы, такие как сжигание, охота и вырубка леса. Кроме того, многие агентства по охране окружающей среды (АООС), все чаще оказываются окруженными интенсификацией землепользования, даже после того, как они были внедрены.

Некоторые важные соображения, связанные с созданием АООС:

1) ограниченные типы почвенного покрова, граничащие с АООС

2) минимальная площадь АООС для успешного поддержания экологических функций и структуры, которые не являются статичными с течением времени

3) эффективная цель создания АООС и правила, касающиеся почвенного покрова буферной зоны АООС

Уже существующие СПЗ не столь успешны в сохранении видов, как первоначально предполагалось, поскольку отсутствуют базовые знания о продуктивности лесов и экологических функциях. Таким образом, разработка эффективных стратегий управления сопряжена с трудностями. Многие СПЗ еще не имеют четких и окончательных границ, лишь немногие из них разработаны с учетом экологических взаимодействий. Большинство расположены и формируются в соответствии с использованием человеком или живописной красотой, а не в соответствии с экологическими функциями.

Процент площадей, предназначенных для АООС, ниже запланированных 20%. Следовательно, для обеспечения эффективности необходимо создать, а также тщательно разработать критерии для создания новых СПЗ с точки зрения их местоположения, площади и формы.

Одним из возможных вариантов определения подходящих районов для создания нового СЭП с точки зрения площади является исследование наиболее сложных видов, обитающих на данной территории, т.е. применение системы анализа "сверху вниз".

Например, важно понимать привычки крупных животных, которые требуют больших участков сплошной площади. После оценки оптимальной площади для таких видов существует больше информации для установления минимальных границ АООС. Тем самым они будут наиболее эффективны для сохранения лесных биотопов. Если территория, предназначенная для охраны окружающей среды, подходит для ключевых видов, то она также подходит для видов с менее сложными требованиями к среде обитания.

Неэффективная геометрия СПЗ или ее границы, независимо от протяженности территории, могут поставить под угрозу местные модели биоразнообразия.

Продолжение в следующей статье.