Давайте поговорим о кризисной ситуации "Потребности серьезного переосмысления жизни". Такая потребность может прийти, как на определенном этапе жизни, вроде известного "Кризиса среднего возраста", "Рождения ребенка", или же как следствие возникновения каких-либо регулярных и однотипных жизненных проблем, откровенно снижающих качество жизни. В такие моменты приходит понимание, что "закрыть на проблему глаза" или проскочить проблему "сходу" - уже не получается. Не потому, что эти циклические проблемы не решаются по сути (на автомате, и по уже отработанному принципу), а потому, что происходит осознание накопленной усталости от набившей оскомину жизненной ситуации. Как говорят в таких случаях: "Верна тактика, да неверна стратегия".
Если посмотреть на данный вопрос в общем и целом, то можно заметить что данные являются общими, например:
- усталость от однообразия "День сурка", отсутствие "движения" и "развития"
- недостача жизненной энергии (когда внезапно осознаешь, что живешь "на износ", и уже "ползешь" в сторону
своей мечтыкладбища" - когда постоянные проблемы со здоровьем не дают возможности получать удовольствие от жизни сегодня
- когда не понимаешь зачем ты живешь (общепринятые ценности перестают иметь для тебя значение)
- когда осознаешь что решаешь только чужие задачи (обслуживаешь свое окружение, в качестве "раба")
- когда живешь отложенной жизнью (сегодня работа, завтра отдых)
- когда отсутствует время "для себя" да и вообще свободное время
По сути человек может и не заметить, когда именно появляется подобное состояние. Мы оглядываемся назад, и понимаем, что это не похоже на то, что что-то изменилось "на прошлой неделе" или "в прошлом месяце", а все гораздо сложнее - жизнь в последние годы, а то и десятилетия - по сути оказалась неприрывной каторгой (так в свое время я внезапно понял, что не был в нормальном отпуске около 10-ти лет). Такова специфика человеческой психики, и такова причина прихода человека к "кризисам".
Получается, что нас приучают к этому образу жизни уже с детства. И мы перестаем замечать течение времени, просто живем на автомате день в день, ожидая "отложенного будущего" в виде ("вот когда будет Новый год", закончится учебный год, школа, институт...). Мы ведь живем "Завтра" которое никогда не наступает...
По сути, чем мы - "Биологические организмы, наделенные разумом" отличаемся от зверей, имеющие исходя из общей тенденции - практически "жизни под копирку". Большинство живет на автомате, выполняя традиционные задачи, живя социальными инстинктами, как звери. Разница лишь в более вариативным и широким выбором автоматических действий. Но если зверь не имеет выбора по сути, не осознает даже возможность выбора, не страдает от этого лишения, то мы, люди, вспоминая о возможности выбора, сразу начинаем укорять себя за ошибочный выбор, который мы сделали ранее.
Где-то было исследование, которое подводило к заключению, что человек всегда принимает наилучшее для себя решение, в той ситуации, перед которой его поставили.
Это правда. Но ведь мы могли иметь другой "лучший выбор", или вообще не представать перед таким выбором. А возможно научиться принимать любые последствия нашего выбора с удовлетворением и позитивом. Не так ли. И это зависит не от ситуаций (они возникают всегда, везде. у всех) а от отношения (вложенных в нас принципов реагирования на ситуации). Даже справедливое осознание того, что не всем везет, не всем и должно везти по сути, а некоторые даже вообще обречены изначально - в корне могут изменить наше видение ситуации. Но если нас не научили "понимать", стоит ли нам жаловаться? А может просто попытаться понять и принять эти правила?
И все же, что с потребностью переосмыслить жизнь? Как мы приходим к моменту, когда простым "вложением двойной стоимости" не отделаться, а уже необходимо принимать кардинально важные решения?
Есть ли шансы не допустить кризисную ситуацию? "Аванс" в виде молодости и правильного воспитания.
Продолжая говорить о вопросе выбора и программирования личности, отмечу, что по сути проблема заключается в "классическом истощении базового ресурса". Чем меньше ресурс, тем сложнее решить поставленную перед человеком задачу. Но что есть ресурс, где его взять, как сохранить?
Хоть тресни, а автомобиль без топлива не едет...
Каждый второй тебе скажет (в особенности это касается старшего поколения), что природа дает тебе аванс в виде молодости, мол "Пока молодой - готовь фундамент для жизни". Что толку от таких советов, или причитаний таких людей (эх.. мне бы молодость вернуть...)?
Но жизненный цикл человека построен так, что по факту - невозможно использовать этот "аванс" вовремя, по назначению, и в полной мере. Тем более, на самом деле это не аванс, а вариация "кредита" от жизни, который растрачивается нами на фигню очень быстро, а отдается с большими процентами пол жизни (считайте это своеобразной отсылкой к концепции жизни по принципу "Достаточно"). Если рассматривать высказываемую выше мысль поверхностно, сказанное не дает в плане понимания ничего нового, кроме знакомого ощущения, что тебя жестоко кинули в детстве, и молодость ты .... провел не так как следовало. Но вопрос гораздо глубже чем кажется. К примеру справедливо спросить: "А были ли у тебя шансы на другой исход?". Я поясню...
Попробуйте посчитать, а лучше и правильнее сказать - "осознать", сколько людей (родителей) имеет возможность не просто дать воспитание ребенку, а воспитать его "правильно" (здесь я хотел написать "осознанным человеком", но это прозвучало бы как "эзотерический конь в вакууме"). Вы возможно скажете "дать воспитание - это уже много" и что родить и вырастить ребенка - это уже подвиг, а я замечу - что это является всего-лишь "тем самым" - программированием биологического робота, на стандартные функции, которое чуть лучше "базового - "вообще пофиг на воспитание".
Нет, действительно родить и "воспитать" (хоть как-то) ребенка - это многого стоит. Но потом ведь начинается классическое "Я не просил меня рожать", "Вы меня не любите", "Вы мне должны, как родители", вместо хм... "Спасибо родители, что воспитали меня как Человека".
И лишь только максимально качественное и полное воспитание ребенка, в рамках осознанного подхода к ознакомлению его с некой "механикой жизни", воспитанием на правильных примерах и высоких моральных принципах, а главное - на основе актуальных и применимых к современным реалиям - данных, дает шанс появлению "Человека разумного", который может не просто прожить достойную жизнь, а воспитать еще 2-3 таких же "осознанных людей", и в перспективе глобально изменить общество. В этом случае, и только в этом, можно говорить о каком-либо подарке судьбы, авансе от природы, а скорее от исключения в виде уникально-образованных родителей. В остальных случаях - люди лишь штамповки, того или иного качества, со своими особенностями "люфта заводского оборудования жизни".
Здесь хочется привести в пример"классическое образование", которое мы изредка видим в старых фильмах (юная леди учит французкий, молодой человек играет на рояле, воспитание в классических английских школах...) но эта эпоха прошла, а современная реальность требует иных знаний, иных подходов.
Небольшое отступление... В детстве меня отдали в музыкальную школу, и на танцы. Это были одни из наиболее продолжительных занятий в саморазвитии в моем детстве. Вопросы: "Почему игра на пианино, и танцы?", "Что мне это дало в жизни?, это ошибочное решение родителей, заставить заниматься этим, или попытка внести элемент неожиданности (а вдруг на что-то повлияет?)... ну или вероятное "Сдыхаться ребенка на несколько часов"...
Продолжим...
Так вот... Вся правда в том, что у современного человека (воспитанного... недолюбленным, обделенным вниманием, в отсутствии достойных примеров из своего окружения, или наличием примера "уличной жизни и ее же законов", а зачастую же тотальным пофигизмом на него со стороны воспитателей-родителей), у таких людей практически нет шансов стать гарантировано хорошим родителем для своих детей. Откуда взяться правильному опыту, как можно научиться воспитывать правильно, если ты веришь больше своим набитым шишкам, чем хм... рациональному выбору в той или иной ситуации, приближенному к современным реалиям. Жизненный опыт подсказывает - бей первым, в опасной ситуации, а рациональный - не создавай таких ситуаций. Кто вообще знает как правильно? В итоге образование поколения за поколением выходит сродни цифрам из генератора случайных чисел.
И конечно же банальная "загнанность" и "отсутствие времени" у современного родителя, даже не на воспитание ребенка, а на себя (в виду жизни в системе бесконечного потребления и выживания). Какие шансы благоприятного исхода? - Да никаких! Мы рассчитываем на везение и удачу. А на случайностях - цивилизации не строятся. Тем более ситуация не может измениться на лучшую в кратчайшие сроки. Отсюда и весь застой в развитии общества, и классические проблемы индивидуумов такого общества.
Я понимаю, что утопических желаний в виде общества идеально воспитанных (под эталонную копирку) людей, хотеть не следует. Но достаточно сравнить современные общества, в разных странах, чтобы увидеть эту самую разницу в цивилизованности и тенденции такого общества на дальнейшие существования "Или сами вымрут, или друг друга перебьют" выбирай свой вариант...
Ну и конечно же глупо надеяться, что хорошо воспитанные тобой дети, по условному "правильно", смогут проделать тот же путь. Действовать же по принципу "Двигайся к лучшему" все же правильнее, чем жить на авось, родить пару детей, и выбросить их из гнезда с мнением, что твоя задача "родить", а их задача "выжить".
Собственно, я обобщу мысль вложенную в последний подраздел: "Мы практически в 99% случаев обречены на страдания, хождение по граблям, и периодические осознания в виде: "О боже, во что превратилась моя жизнь!?".
Что делать то?
Собственно - продолжать жить и искать способ "стать человеком", и в процессе этого - заложить максимально лучшее в своих детей, дать им настоящий аванс, и помочь им правильно воспользоваться. Пусть это будет не идеальным воспитанием, но это уже не будет только базовой версией генератора случайных чисел.
И вопрос не в том, что все хотят точных инструкций (вы ведь вправду подумали о том, что хорошо такие бы заиметь по этому поводу), а в том, чтобы постоянно искать способы стать лучше самому, и воспитать достойное потомство, и сделать это идеей-действием своей жизни, в противовес просто "Потреблению" и не дай Бог "Потреблядству", что к сожалению больше соответствует современным тенденциям.
Если обратиться к мнению и опыту античных философов, то основным смыслом жизни считалось именно интеллектуальное и нравственное развитие человека, следование добродетелям, и просвещению страждущих. Эти истины актуальны и сегодня, вот только колоссально изменился окружающий информационный шум, и появились тысячи вещей, которые уводят нас, современных людей, от истинных целей существования человека.
Исходя из вышеописанных размышлений, у человека должна возникать потребность в следующих вещах:
- поиске знания
- достойном круге общения, для обмена знаниями и опытом
- в качественном наполнении своей жизни (избавляться от мишуры и очевидных вредоносных "якорей", ради получения свободного времени на полезную деятельность)
- принять для себя принципы добродетелей и следовать им (живи во благо, с пользой, и не совершай зла)
Прошу понять - я не призываю читателя жить сугубо жизнью праведника, и абсолютно не совершать грехов и злых поступков. Есть такие вещи, как: обстоятельства, отсутствие выбора (выбор из двух зол), желание помочь и реальная возможность реализовать это только через причинение некоторых страданий человеку, животная сущность и ее потребности, и много других "но". По-сути, человек - это смесь плохого и хорошего, и стремиться надо ко всем понятиям хорошего, руководствуясь "здравым смыслом".
Ироничным мне показалось название старого вестерна, с Клинтом Иствудом в главной роли: "Хороший, плохой, злой", где плохой и злой, далеко не тождественные значения.
P.S. В виду озвученной проблемы (наступления и форм кризиса переосмысления), и одной из существенных причин неотвратимости его наступления, в виде "Базового воспитания" и "Современных условий\правил жизни", я не посоветую вам пытаться избежать неизбежного. Скорее наоборот - нужно принять неотвратимость осознания проблем воспитания и нерациональных подходов к решению проблем, которым мы обучены. Найти в себе силы для того, чтобы уже с данного момента, начать критично относиться к тому, чем мы являемся, какие взгляды имеем, и что мы можем и должны изменить в себе.
Не ждите понедельник, начать действовать можно в любой момент. А способов изменить ситуацию - тысячи, просто надо "начать", и перестать слушать тех, кто говорит, что менять характер и воспитание поздно. Пока у нас никто не отобрал возможность свободы выбора, не заковал нас в неподъемные цепи, не лишил жизни - возможно все, а если и не все, то гораздо большее, чем мы имеем сейчас. Чего тянуть то?