Об этом сверхтяжелом танке, или, по-другому – «бронированный автомобиль» Менделеева, мало кто знает, а все потому, что, хотя машина и была проработана очень тщательно, но из стадии чертежей так и не вышла. Изобретатель танка – талантливый инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев, сын не менее талантливого и всемирного химика Дмитрия Ивановича Менделеева.
Менделеев изобрел танк всего за пять лет (с 1911 по 1915 годы), что очень маленький срок, учитывая то, что изобретатель работал над танком в свободное от основной работы время. В 1916 году проект танка был представлен перед военными чиновниками, однако в военном ведомстве не восприняли изобретение всерьез, и не изучив тщательно чертежи, отправили проект в архив. Что же представлял из себя танк Менделеева?
Броня танка
Дизайн танка был прост – бронированная клепано-сварная прямоугольная коробка. Толщина брони в лобовой части – 150 мм (или 6 дюймов), борта и корма – 100 мм, крыша – 76 мм. При этом лоб, борта и корма были выполнены из цельнолитых бронепластин, крыша была защищена пятью поперечными листовыми секциями. Днище предполагалось делать из 10 мм бронелистов, и это было уязвимым местом танка.
На крыше танка размешалась башня с пулеметом, толщина брони – 8 мм.
Таким образом, броня защищала танк практически от всех видов орудий, кроме редких крупнокалиберных - 203, 280, 305 и 420 мм, однако и таким снарядам требовалось прямое попадание в танк.
Вооружение танка
Танк обладал 120-мм пушкой Канэ, которая была на тот момент максимально эффективной, и могла поражать почти все виды целей. Боезапас орудия – 51 снаряд.
Кроме пушки, танк был вооружен пулеметом «Максим», который устанавливался в башне кругового вращения. Башня затягивалась, при необходимость, внутрь.
Двигатель, вес, скорость
Боевая масса снаряженного танка составляла 173,2 тонны, что, безусловно, чудовищно. Но что поделать, если только вес бронированного корпуса превышал 80 тонн…
Двигатель предполагалось установить карбюраторный, 250 л.с. с водяным охлаждением, располагаться он должен был в задней части танка, смещенным влево, а ближе к центру, в изолированных отсеках – топливные баки. Танк мог бы разогнаться на дороге до 25 км/ч, запас хода – 50 км.
Пневматическая подвеска обеспечивала плавность ходи и устойчивость танка, гусеницы – 250 мм шириной общей опорной площадью в 6 метров, прекрасно держали сверхтяжелый танк на грунте.
Экипаж танка состоял из 6 человек: командир, механик, водитель, наводчик, три канонира и пулеметчик.
Почему проект не приняли
Военные отнеслись к проекту танка Менделеева прохладно, поскольку при почти 100% неуязвимости, танк был неповоротлив и медленный – 250 л.с. явно мало для 170 тонн.
Вторая, и, видимо, главная причина отказа – очень высокая стоимость постройки танка, которая сравнивалась тогда со стоимостью строительства подводной лодки.
Так или иначе, танк Менделеева заслуживает внимания, это вполне реальный проект с некритичными недостатками.