1. Путешествие на Луну.
Французское немое кино 1902 года. Пожалуй, первый фантастический фильм в истории кинематографа. Незамысловатый сюжет, вся суть которого отражена в названии. Людей заряжают в снаряд и прямо из пушки пуляют в естественный спутник Земли. Вручную раскрашенный вариант фильма (с финальной сценой, которая считалась утерянной), был случайно обнаружен лишь в начале XXI века.
2. Метрополис.
Еще один немой шедевр, на этот раз немецкий, производства 1927 года. Антиутопичный сюжет о городе будущего, где плохие парни наверху, в удобных пентхаусах небоскребов, а хорошие внизу, в подземных фабриках и заводах. Еще там имеет место быть некое чудище, пожирающее несчастных обывателей. Очень атмосферный, по своему увлекательный фильм. Рекомендуется к просмотру любителям ретро-футуристики.
3. Доктор Джекилл и мистер Хайд.
Американский фильм 1931 года. Снят по мотивам повести Р.Л. Стивенсона, который, оказывается, мог не только про остров сокровищ... Классика кинематографа о раздвоении личности, вызванной, впрочем, научным экспериментом. Солидный доктор превращается из доброго дядьки в настоящего монстра и творит всякие безобразия. Момент превращения снимался с помощью специальных светофильтров, то есть фильм был еще и на пике киношных технологий того времени.
4. Франкенштейн.
Фильм, не нуждающийся в представлении! Снят в США в 1931 году. Впоследствии Голливуд множество раз эксплуатировал тему создания живого из мертвого, но эта работа по праву заслуживает звания первопроходца. Сумасшедший ученый, одержимый идеей конструирования человека, и его детище, которое ужасает, но порой вызывает и сочувствие. Годится ли современная адаптация этой истории в какие-нибудь подметки оригиналу? Я бы не сказал.
5. Человек-невидимка.
И еще одна американская классика жанра, на этот раз 1933 года. Снова ученый-неудачник, попадающий в переделку благодаря своему гениальному открытию. Фильм снят по одноименной повести Герберта Уэллса, что уже рекомендует его к просмотру, даже если бы мы ни разу не слышали про эту историю. Впрочем, не назвал бы экранизацию лучшей: все-таки спецэффекты в данном случае рулят, а здесь они так себе.
Все фильмы ранжированы не по своей крутости, а в порядке выхода в свет. Какой из них достоин первого места, а какой второго, третьего и т.д. – решать вам!