Найти тему
Последний Царь

Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать (портрет Александра III)

Высокий, сильный, могучего телосложения — первое впечатление о русском царе Александре. Это первое впечатление не обманывало, он действительно был наделен недюжинной силой и выносливостью. Согнуть кочергу или серебренную тарелку для него не составляло труда, что однажды он и продемонстрировал на одном из приемов.

Воспоминание великого князя Александра Михайловича: «Однажды во время обеда австрийский посол начал докучливый балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол… намекнул, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата. «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами», - спокойно сказал царь».

Кто-то находил его грубым, чрезвычайно прямолинейным, за что, собственно, и недолюбливали. Не особенно его жаловала Английская королева, которая однажды заметила: «Этот монарх не похож на настоящего джентельмена». Да, у Александра не было излишнего лоска, это претило его натуре. Он даже брюки и сапоги иногда пронашивал до дыр. В свободные минуты (крайне редкие!) царь уходил в лес с ружьем наперевес. Это было для него полноценным отдыхом. Он был наделен могучей волей, незаурядным интеллектом, умел любить и ненавидеть. Он был единственным хозяином в своей стране и в своей же семье. Однако граф Сергей Юльевич Витте, который хорошо знал царя, говорил о его твердости, спокойствии и незлобивости. Лицо — невероятно значительно, взгляд — пронзающий насквозь. Царский взгляд — стальной, грозный, холодный, немного тревожный. Наделенный абсолютной властью, он осознавал всю глубину ответсвенности, возложенной на него, неся ответ лишь перед Богом.

Из воспоминания Александра Михайловича: «Одному министру, который настаивал, чтобы Александр III принял немедленно посла какой-то державы, император ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать».

Таким был отец Николая, такими же он хотел видеть своих детей. Однажды, будучи ребенком, Николай совершил подлый поступок… В негодовании Александр произнес: «Ты не мой сын!» Такое воспитание дало свои плоды.