Найти тему
Редактор ума

Этические проблемы в спортивной психологии

Оглавление

Этические проблемы, затрагивающие профессию спортивной психологии, очень похожи на этические проблемы, включающие более широкие области консультирования и клинической психологии. Недавние темы, представляющие интерес для литературы по спортивной психологии, включают использование телетерапии, использование названия и компетенцию, многочисленные взаимоотношения и условия практики.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/03/01/22/27/relay-race-655353_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/03/01/22/27/relay-race-655353_960_720.jpg

Телетерапия

Одна из наиболее важных этических проблем, с которой сталкиваются специалисты-практики прикладной спортивной психологии в настоящее время, связана с использованием ими телетерапии. В целом телетерапия представляет собой подмножество телемедицины, которое относится к использованию телекоммуникационных стратегий и технологий для оказания психологически связанных терапевтических услуг клиенту на расстоянии. Хотя использование телетерапии резко возросло среди практикующих психологов, использование этих технологий для оказания услуг клиентам может быть еще более заметным в практике спортивной психологии, учитывая требования, часто предъявляемые к клиентам. Совсем недавно исследование с участием практикующих спортивных психологов из 23 стран показало, что 48% из них пользуются Интернетом при консультировании.

Эти услуги могут варьироваться от использования электронной почты или текстовых приложений до использования легкодоступной и более сложной технологии конфиденциальных видеоконференций. Все виды телетерапии ставят перед врачом уникальные этические проблемы, которые необходимо учитывать (например, знание того, кто является клиентом, его возраст, способность давать согласие на услуги, наличие принуждения). Поэтому этические вопросы, связанные с практикой телетерапии, необходимо охватить, поскольку в разных юрисдикциях существует мало согласованности в отношении регулирования, политики и возмещения расходов на услуги. В области спортивной психологии клиентами, как правило, являются молодые спортсмены в возрасте от 12 до 35 лет. Исследования показывают, что люди этого возраста склонны принимать технологии и быть очень технологически подкованными, взрослев в технологический век и большую часть своей жизни подвергаясь воздействию технологий. Такое повышенное воздействие технологий на протяжении всей жизни может привести к тому, что люди в этом возрасте будут зависеть от наличия и использования таких устройств в течение всей своей жизни.

Кроме того, в настоящее время у спортсменов, как правило, очень напряженный график, который включает в себя обширный график поездок, игр и тренировок, а также курсовую работу и/или другие обязанности. Хотя использование телетерапии в спортивной психологии сопряжено со многими различными преимуществами (например, доступность услуг, сокращение времени реагирования, анонимность и экономическая эффективность) и проблемами (например, конфиденциальность, трансграничная аккредитация специалистов, качество информации и услуг, развитие отношений и изменение технологии), телетерапия может позволить специалистам предоставлять услуги, которые отвечают потребностям многих клиентов во времени и поездках.

Хотя многие этические вопросы имеют важное значение для практики телетерапии, основные этические вопросы, которые необходимо учитывать при принятии решений о предоставлении услуг телетерапии в области спортивной психологии, включают: конфиденциальность, компетентность, информированное согласие и надлежащее использование услуг. Эти вопросы чрезвычайно важны для специалистов-практиков при принятии решения о том, следует ли им консультироваться с клиентами на расстоянии.

Компетентность

В дополнение к возникающим проблемам с телетерапией, есть и другие вопросы, связанные с компетентностью, которые находятся на переднем крае этой профессии. Возможно, в силу междисциплинарного характера профессии прикладной спортивной психологии ей с трудом удавалось закрепить четкую, объединяющую концепцию компетентности. В первые годы прикладной практики две группы практиков, прошедших обучение по двум разным академическим моделям и выполняющих две разные задачи, называли свою работу спортивной психологией. Последующая неопределенность в отношении "размытых границ" между повышением эффективности и консультированием/клиническими услугами может вызвать у врачей и клиентов чувство растерянности в отношении ролей и ожиданий.

Несмотря на то, что в ходе небольшого исследования не было изучено закономерностей или частотности использования конкретных названий, используемых специалистами-психологами в области спортивной психологии, этот вопрос является общей темой для обсуждения этических проблем. Основной вопрос связан с использованием названия "спортивный психолог". С юридической точки зрения звание "психолога" защищено во многих странах, ограничивая звание "спортивного психолога" теми, кто является дипломированным психологом. Это помешало неквалифицированным специалистам, часто подготовленным в области спортивных наук, использовать звание спортивного психолога, хотя это не помешало некоторым из них сделать это. Это создает не только этическую, но и потенциальную правовую проблему для этих практикующих юристов. Однако точно так же, как практикующий врач, прошедший индивидуальную терапию и посещавший семинар по семейной терапии, не сможет обращаться к себе как к семейному терапевту, будучи дипломированным психологом, он не обязательно имеет этическое право называть себя "спортивным" психологом.

В Бразилии, например, человек должен получить звание "спортивного психолога" по одному из трех направлений подготовки. Для достижения уровня компетентности, достойного этого звания, необходима существенная контролируемая подготовка в области прикладной спортивной психологии. Исследования практикующих специалистов по спортивной психологии в Бельгии также выявили стремление к более формализованной подготовке в области спортивной психологии с целью повышения их компетентности.

Множественные отношения

В связи с характером оказания услуг в области спортивной психологии на практике уникальную роль играют множественные связи. Кодексы этики различных организаций рекомендуют не вступать в многочисленные отношения, которые могут нанести ущерб объективности, особенно в тех случаях, когда существует вероятность эксплуатации. Однако в спортивной психологии часто встречаются многочисленные роли, которые зачастую неизбежны. В одном из немногих эмпирических исследований, проведенных на сегодняшний день, 61% ответивших практикующих спортивных психологов указали, что они состояли во множественных ролевых отношениях.

С учетом этих выводов важно отметить, что множественные отношения не считаются строго неэтичными, поскольку в различных этических кодексах признается, что иногда множественные отношения неизбежны, и в этих обстоятельствах следует проявлять осторожность для обеспечения надлежащих отношений между сторонами. Таким образом, специалисты-практики должны действовать разумно и обдумывать, как эти отношения могут повлиять на своего клиента, когда он вступает в многофункциональные отношения.

Настройки нетрадиционной практики

Наконец, спортивная психология дает возможность практиковаться в уникальных условиях. В отличие от традиционных консультаций, когда занятия проводятся в частном кабинете, практикующий специалист по спортивной психологии может столкнуться с различными различными ролями, пересечением границ или проблемами конфиденциальности во время практики. К таким потенциально липким ситуациям можно отнести поездки на автобусах и самолетах с командами на выездные соревнования и питание вместе с ними, стояние в стороне во время игр, консультации с клиентами на стороне тренировочной зоны, в холле гостиницы или в автобусе команды. Как и в ситуациях, рассмотренных выше, такие множественные отношения и вопросы конфиденциальности не обязательно становятся проблематичными, если они рассматриваются с этической точки зрения и с учетом наилучших интересов клиента. В этих случаях следование этической модели принятия решений может быть полезным для помощи практикующему врачу в определении того, действует ли он или она этично.

Некоторые из этих моделей существуют и служат руководством для практических работников при принятии этических решений. Факторы, учитываемые при принятии этических решений, включают выявление проблемы, определение аспектов дилеммы, определение возможных направлений действий и их потенциальных последствий, а также, наконец, оценку и реализацию плана действий. Использование моделей принятия решений может помочь специалистам-практикам определить последствия нетрадиционных условий и множественных отношений, а также альтернативы им.