В начале 2000-х годов психологи предположили интересную теорию: люди обычно склонны присваивать внешним группам более низкий человеческий статус, чем внутренним. Фактически, эта бессознательная предвзятость характеризует многие из наших повседневных взаимодействий и, как правило, не зависит от наличия реальных конфликтов между группами.
Инфрагуманизация и дегуманизация
В исследованиях неизменно отмечали эффект инфрагуманизации: люди склонны придавать большее количество уникальных человеческих (вторичных) эмоций (например, гордость и сожаление) своей внутренней группе, чем внешней. Первичные эмоции, которые люди испытывают (например, радость и гнев), напротив, не приписываются этим двум группам. Эта тонкая предвзятость проявляется также при использовании не эмоций, а исключительно человеческих и не уникальных человеческих черт (например, инстинкта, импульса, рациональности, сознания) или при оценке уникального человеческого значения внутренней группы и внешней группы.
Согласно двойной модели дегуманизации, внешним группам не только присваивается более низкий человеческий статус, они также могут быть дегуманизированы. Когда внешним группам отказывают в уникальных чертах человеческого рода, они могут быть приравнены к животным; отрицание типичных черт человеческой природы - эмоциональности, жизнеспособности и тепла - должно, напротив, привести к дегуманизации механики.
Исследования обнаружили доказательства обоих типов дегуманизации (для анималистической дегуманизации, для механистической дегуманизации). Например, было установлено, что Инфрагуманизация способствует агрессии, дискриминации и насилию. Она может также сдерживать поведение, помогающее вести себя вне группы и препятствовать прощению между группами. В области гендерных отношений дегуманизация женщин связана со склонностью мужчин к домогательствам. Наконец, в медицинских контекстах инфрагуманизация пациентов может бессознательно использоваться медицинскими работниками для преодоления страданий и психофизических нагрузок. Таким образом, инфрагуманизация и дегуманизация возникают в различных межгрупповых областях, и, хотя они в значительной степени бессознательны, они могут влиять на открытое поведение.
Прямые контакты и человеческие атрибуты
Учеными было проведено первое исследование связи между контактом и ослабленной внегрупповой инфрагуманизацией. В нем, измерялись как количество, так и качество прямого контакта. Оценка человеческих атрибутов проводилась с использованием первичных и вторичных эмоций. Для положительных эмоций выявлено влияние инфрагуманизации, т.е. во внутреннюю группу было приписано большее количество положительных вторичных эмоций, чем во внешнюю. Разница между этими группами, была незначительной для первичных эмоций. Был создан индекс инфрагуманизации, т.е. разница между количеством положительных вторичных эмоций, приписываемых внутренней группе, и количеством положительных вторичных эмоций, приписываемых внешней группе. Результаты показали, что количество (но не качество) контактов в момент времени 1 ослабляло инфгуманизацию вовремя 2, в то время как путь от инфгуманизации (время 1) до контакта (время 2) был несущественным. Таким образом, межгрупповой контакт способствовал снижению уровня инфрагуманизации.
Рассмотрим социальный контекст - взаимоотношения между католической и протестантской группами в Северной Ирландии. Хотя мирный процесс в Северной Ирландии прошел успешно, эти группы по-прежнему живут изолированно друг от друга по месту жительства, в дружеских отношениях и в рамках системы образования. Инфрагуманизация является характерной чертой сектантства. Самое главное, анализ путей показал, что межгрупповой контакт, измеряемый как произведение между количеством и качеством контактных переживаний, отрицательно связан с дифференцированной атрибуцией вторичных эмоций.
Но почему контакты эффективны для повышения гуманизации внешних групп? В двух исследованиях, проведенных с учетом различных межгрупповых контекстов, протестировали влияние когнитивных и эмоциональных медиаторов. В одном исследовании изучалась межгрупповая связь между итальянцами и иммигрантами (участниками были итальянцы), и двух итальянских региональных группах, а именно северных и южных итальянцах (респонденты были северными итальянцами). Между этими группами существует постоянная конкуренция по экономическим причинам. Восприятия человека измерялись с использованием уникальных и не уникальных человеческих черт. В обоих исследованиях были выявлены эффекты инфрагуманизации. Кроме того, результаты структурного моделирования уравнений показали, что связь между контактом (качество контакта) и гуманизацией внешних групп опосредована снижением значимости межкатегориальных границ и повышением значимости идентичности общей внутренней группы.
Эти групповые представления, в свою очередь, были связаны с более благоприятным восприятием человека через посредничество снижения тревоги и усиления эмпатии к внешней группе. Важнейшими посредниками связи гуманизации контактов внешних групп являются восприятие общей идентичности, большая склонность к восприятию перспективы членов внешних групп и более низкие чувства межгруппового беспокойства. Переменной, тесно связанной с межгрупповым беспокойством, является восприятие того, что члены внешних групп могут угрожать ценностям и материальным благам внутренних групп. Рассматривая отношения между северянами и южными итальянцами и между итальянцами и иммигрантами, ученые исследовали посреднический эффект коллективной реальной и коллективной символической угрозы:
- Коллективная реалистичная угроза связана с озабоченностью по поводу физического и экономического благополучия своей группы.
- Коллективная символическая угроза, напротив, связана с опасениями по поводу целостности культурных ценностей, убеждений, религии и идеологий ингруппы.
Инфрагуманизационная мера (т.е. разница между внутренней и внешней группой по уникальным человеческим признакам) была использована в качестве результата структурных моделей уравнений. Полученные данные показали снижение восприятия угроз опосредовано отношениями между контактами и инфрагуманизацией нижних слоев общества. Реалистичная угроза была посредником в отношениях между северянами и южными итальянцами, вероятно, потому, что эти две группы довольно похожи по ценностям, верованиям и традициям. Оба типа угроз, напротив, были важными посредниками, когда речь шла об отношениях между итальянцами и иммигрантами.
Что касается межгрупповых дружеских отношений, то они фактически представляют собой прямой контакт. Однако, поскольку дружба между группами обычно считается особым, наиболее мощным видом личных контактов, их следует анализировать отдельно от непосредственного контакта. Для расширенного контакта это было понято как знание того, что участник внутренней группы имеет тесные отношения с членами внешней группы.
Потенциальные процессы, связанные с контактами с низкими уровнями инфрагуманизации, на самом деле аналогичны процессам, связанным с контактами с предубеждениями в рамках внутренних групп. Однако, хотя это соответствие существует, предубеждение в отношении внутренней группы человека и предубеждение в отношении внешней, основанное на мировоззренческих и стереотипных аспектах, являются различными явлениями. Атрибуты и установки гуманности могут быть независимыми при воздействии на оценки внешних групп. Примечательно, что может случиться так, что дегуманизирующие представления, но не предубеждения, предсказывают дискриминационное поведение в отношении внешней группы.
Все исследования показывают, что контакт связан с более благоприятными атрибутами человека, поэтому они указывают направление, которому можно следовать, чтобы уменьшить предвзятость. В данный момент изучается, можно ли улучшить атрибуты человечества для внешних групп путем манипулирования безопасной привязанностью. Усиление такой ориентации на привязанность должно улучшить восприятие человеком, уменьшая тревогу и повышая доверие к внешней группе. Если бы людям помогали становиться более дружелюбными, они были бы более альтруистичными и менее враждебными, и меньше использовали инфрагуманизацию для оправдания своего насилия и дискриминационного поведения.