Термин "сознание" имеет много противоречивых значений. Чтобы определить значение, используемое в этой статье, узнаем разницу между мозгом и современным персональным компьютером.
Конечно, между ними существует много различий, но одно из них кажется более последовательным, чем другие. Мозг имеет субъективный опыт, связанный с подмножеством информации, которую он обрабатывает. Вы можете подключить компьютер к камере и запрограммировать его на обработку визуальной информации - цвета, формы, размера и так далее.
Человеческий разум делает то же самое, но, кроме того, мы сообщаем о личном восприятии этих визуальных свойств. Большое количество визуальной информации поступает в глаза, обрабатывается мозгом и даже сказывается на наше поведение через прайминг-эффекты.
Посветите чем-нибудь зеленым в угол зрения человека и попросите его назвать первый цвет, который приходит на ум. Он с большей вероятностью скажет "зеленый", даже не зная почему. Но какое то время мы также утверждаем: "У меня есть личное зрительное восприятие. Я вижу эту вещь в своем сознании". Такой же субъективный опыт может относиться и к другим сенсорным событиям - звуку, прикосновению, жаре, холоду и т.д.
Посмотрим на другую область информации нашего разума: эпизодическая память. Это часть нашего сознания. Она дает ощущение траектории жизни.
Компьютер может хранить память, включая подробную инфу о прошлых событиях. Эти воспоминания могут быть извлечены и использованы для разных целей.
Решающая разница между людьми и машинами заключается не в том, что у нас есть воспоминания и мы можем их вспомнить, а в том, что у нас есть личный опыт воспоминаний в том виде, в каком мы их вспоминаем.
Рассмотрим еще одну часть обработки информации: решения. Процесс принятия решений не является принципиально туманным.
Компьютер может принимать намерение. Он может собирать информацию, интегрировать ее и использовать для выбора одного из многих вариантов действий. Человеческий мозг также принимает решения. Большинство из этих решений, возможно, десятки тысяч в день, принимаются автоматически, без личного опыта, как и в случае компьютера.
Иногда мы называем это намерением, выбором или свободой воли. Способность принимать решения сама по себе не является особой человеческой способностью. Принципиальная разница между компьютером и человеческим мозгом заключается в личном опыте, который иногда связан с принятием намерений или с памятью, сенсорной обработкой и другими событиями в разуме.
Этот субъективный навык по-другому называют сознанием. Я признаю, что это понятие может ввести в заблуждение. Для иных людей сознание означает метафизическую душу, которая после смерти свободно отделяется от тела. Для других людей это относится к богатому содержанию, вращающемуся в голове.
Это относится к той части внутри вас, которая обладает свободной волей и выбирает одно действие вместо другого. Я имею в виду человеческое утверждение, что у нас вообще есть личный опыт чего-либо. Я буду использовать понятия личного осознания и субъективного опыта как взаимозаменяемые, чтобы обозначить это феноменологическое свойство, которое, как утверждают люди, связано с отдельными событиями и информацией в мозгу.
Я хочу сказать, что большая часть того, что составляет сознание, в принципе, не является фундаментальной тайной. До сих пор объяснению сопротивлялось не содержание нашего опыта, а наличие субъективного опыта как такового. Я утверждаю, что субъективный опыт является ограниченной, относительно простой частью нейронной головоломки, которую необходимо решить.
Я также утверждаю, что решение заключается не только в философском расцвете. Вместо этого, это важная часть того, как система моделирует и контролирует себя. Это ключевая часть мысли. Без понимания субъективного сознания может оказаться невозможным построить искусственный интеллект, обладающий человеческой способностью фокусировать свои вычислительные ресурсы и разумно контролировать этот фокус.
Также может оказаться невозможным создание искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с людьми в социально компетентной манере.
Изучение сознания иногда ошибочно принимают за погоню за метафизической тайной, без каких-либо практических последствий.
Возможно, поэтому все еще нет роботов с сознанием как в фантастических фильмах, которые живут своей жизнью.