Найти тему
Andrey Kovalchuk

Коробка спичек Лапшина

Есть у поэта серебрянного века Николая Агнивцева такие стихи:

КОРОБКА СПИЧЕК.

Как вздрогнул мозг, как сердце сжалось.
Весь день без слов, вся ночь без сна!
Сегодня в руки мне попалась
Коробка спичек Лапшина...

Ах, сердце - раб былых привычек!
И перед ним виденьем, вдруг,
Из маленькой коробки спичек
Встал весь гигантский Петербург:

Исакий, Петр, Нева, Крестовский,
Стозвонно-плещущий Пассаж,
И плавный Каменноостровский,
И баснословный Эрмитаж,

И первой радости зарницы,
И грусти первая слеза,
И чьи-то длинные ресницы,
И чьи-то cеpыe глаза. . .

Поймете ль вы, чужие страны,
Меня в безумии моем?..
Ведь это Юность из тумана
Мне машет белым рукавом!..

Последним шопотом привита,
От Петербурга лишь одна
Осталась мне - всего лишь эта
Коробка спичек Лапшина...

Василий Андреевич Лапшин родился в 1846 году в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. После отмены в России крепостного права он, как и многие другие предприимчивые крестьяне покинул деревню и стал искать приложение своим способностям в городе. По сведениям, изложенным в книге В.М. Богданова (1), В.А. Лапшин сам начал производство спичек после того, как проработал некоторое время на шведской фабрике в городе Jönköping, где изучил технологию изготовления безопасных спичек. И именно он начал первым производить безопасные спички в Росиии. До этого спички были опасными и стреляли в разные стороны, а потому нередко случались пожары.

Сведения о самом начальном этапе становления будущей спичечной империи В.А. Лапшина приведены в статье журналистки газеты «Новгородские ведомости» Татьяны Данько: «Василий Андреевич Лапшин, родом из крестьян Тверской губернии, с 10 лет продавал спички с лотка в Санкт-Петербурге. Следующей ступенью его карьерного роста была должность приказчика в спичечном магазине столицы. Скопив немалый капитал в 200 рублей, он отправился в Новгородскую губернию, имея желание наладить здесь спичечное производство. Местом для этого Василий Лапшин определил Грузинскую волость Новгородского уезда, весьма удобную для бизнеса: обилие сырья —недорогого осинового леса, выгодное транспортное сообщение и дешевые рабочие руки «полукрестьянского» населения. Первым приобретением Лапшина в 1877 году была изба-фабрика в селе Глади, где спички вырабатывались ручным способом. Спустя два года он арендовал, а затем выкупил здесь же, в Грузинской волости, фабрику крестьянина Яковлева при деревне Хотитово и пригласил из Швеции специалиста для налаживания машинного оборудования А.Ф. Лундберга».

Разбогател он с огромной скоростью. Только в Петербурге ему принадлежали многочисленные склады у Сенного рынка на улице Садовой, а также доходные дома по адресам Мойка 66, Фонтанка 103, а также здание на углу улицы Марата и Невского проспекта, то где сейчас располагается выход из метро "Маяковская" и торговый центр "Невский Атриум"

Годовое производство на фабриках составляло 410 млн коробков спичек на сумму в 2,5 млн рублей. Осуществлял фабрикант и экспортные поставки в Китай. А также имел фабрики на западе России в Польше, Прибалтике, Финляндии.

Но после революции фабрики были национализированы и имя Василия Андреевича Лапшина незаслуженно забыто.