Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Имя: Кармен" (1983)

С моего прошлого фанатизма от Жана-Люка Годара осталось не так много. Но все же у него есть некоторые фильмы, которые я до сих пор обожаю. Одним из этих фильмов является «Спасай, кто может (свою жизнь)». Еще одним подобным фильмом является «Имя: Кармен». Примерно 10 лет назад я впервые посмотрел «Имя: Кармен» и влюбился в этот фильм. Я периодически пересматривал этот фильм и он по-прежнему вызывал во мне бурю эмоций. Почему?

Во «втором первом» фильме Жана-Люка Годара «Спасай, кто может (свою жизнь)» присутствует персонаж Поля Годара – выгоревшего режиссера. В «Имя: Кармен» Жан-Люк Годар зашел еще дальше и самостоятельно сыграл свой «портрет в кривом зеркале» - выгоревшего режиссера Жанно, который теперь посвятил свою жизнь ипохондрии и брюзжанию о современных нравах.

В один день к нему приезжает племянница Кармен и просит помочь ей и ее друзьям в съемках фильма. Жанно отдает ей ключи от своей парижской квартиры, но на самом деле Кармен и ее друзья грабят банк, чтобы профинансировать похищение крупного промышленника. Во время ограбления она сталкивается с охранником банка Жозефом, и между ними начинается страстный роман. Между ними нет ничего общего, но Жозеф становится одержим Кармен…

Жан-Люк Годар однажды сказал: «Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка». А «Имя: Кармен», за фасадом брюзжания на молодежь и пародии на гангстерское и политическое кино, является историей о любви мужчины к женщине. Большинство людей любят что-то недоступное, запретное и т.п. Такие же слова можно сказать и про отношения – немалое число людей влечет к тем, кто нам кажется недоступным (слишком красивый (ая), свободолюбивый (ая) и т.п.).

-2

Попытка добиться чего-то недоступного, включая женщину, часто превращает в барана, что точно передал Жан-Люк Годар. Роман с подобной женщиной похож на морской прилив и отлив. Но режиссер не изменил себя и также наполнил «Имя: Кармен» разными цитатами и отсылками, включая вспоминания героев об ограблениях Джона Диллинджера и маоистские цитаты героя Жана-Люка Годара.

Лучшие фильмы Жана-Люка Годара – те, где он разбавляет свой интеллектуализм юмором. Вместо тяжеловесного интеллектуализма «Имя: Кармен» предлагает привычное вольное обращение режиссера с кинематографическими условностями. Например, фильм прерывается репетициями оркестра, периодически, как в немом кино, музыка заменяет диалоги героев, а метафорой отношений героев являются кадры морского прибоя.

-3

Благодаря этому сочетанию пародийности, обреченного романтизма и пренебрежения условностями, «Имя: Кармен» получилось интересным и умным фильмом, который вызывает искренние эмоции. Однозначно рекомендую к просмотру.