«Терминатор», «Пираты Карибского моря» и другие популярные серии без чувства меры.
Нужно уметь вовремя остановиться. Однако не все это понимают. Именно поэтому на экранах все чаще появляются продолжения, казалось бы, давно изживших себя франшиз, создатели которых пытаются выжать из них последние соки. Яркий тому пример – новый, шестой (!) по счету фильм некогда популярной серии «Терминатор», уже стартовавший в прокате. Кому и чем он сейчас может быть интересен, когда есть более оригинальные проекты? И ведь это далеко не единичный случай. Рассказываем об известных кинолинейках, которые следовало закончить раньше.
«Терминатор» (1984-…)
Надо было остановиться на фильме «Терминатор 2: Судный день» (1991)
Фантастическая серия фильмов о киборге-убийце из будущего должна была завершиться на сиквеле, как изначально и планировали создатели, режиссер Джеймс Кэмерон и продюсер Гейл Энн Херд. Однако заработанные «Терминатором 2» (1991) полмиллиарда долларов и высокие оценки зрителей и критиков не давали покоя голливудским боссам. Впоследствии в 2003 году, спустя 12 лет после второй части, ставшей за это время культовой, был выпущен триквел, стоивший огромные (особенно по тем временам) $200 млн, еще $40 млн ушло на маркетинг. Итог, несмотря на популярность предыдущей части, оказался плачевным: фильм едва окупился и был неоднозначно воспринят публикой. Тогда авторы решили изменить вектор развития истории в четвертой части с подзаголовком «Да придет спаситель» (2009), так сказать, «освежить» франшизу. Действие было перенесено в постапокалиптическое будущее, а сюжет обходился без главной звезды серии – Арнольда Шварценеггера (актер с головой ушел в политику, заняв пост губернатора Калифорнии сразу после выхода третьего «Терминатора»). Увы, это не помогло: лента с треском провалилась в прокате и была в пух и прах разнесена мировой кинопрессой.
Понимая, что серия начала «сбоить», создатели попытались перезапустить ее. Но перезагрузка оказалась весьма… специфической. Вышедший в 2015 году «Терминатор: Генезис» игнорировал события двух своих предшественников, став одновременно продолжением и ремейком оригинальной кэмероновской дилогии. Тем не менее, как бы смешно (или грустно) это ни звучало, фильм получил самые низкие оценки в серии. Если бы не хороший бокс-офис, за который «Генезис» стоит благодарить китайских и российских зрителей (в остальных странах картина не имела особого успеха, в том числе и в США), то шестой «Терминатор» не состоялся бы. Но, как говорится, имеем то, что умеем. Тем забавнее осознавать, что «Темные судьбы», как и «Генезис», является прямым продолжением первых двух «Терминаторов», а сюжет третьей, четвертой и пятой частей не учитывается. Создатели не перестают питать надежды на то, что привязка к великому оригиналу и его замечательному сиквелу спровоцирует зрителей на поход в кино. Ничему жизнь не учит!
К слову, Кэмерон, вновь взявшийся продюсировать «Терминатора», заявил, что в случае кассового успеха «Темных судеб», которого, судя по прогнозам аналитиков, ждать не стоит (фильму пророчат провал в прокате), планируется снять еще три продолжения. Такое чувство, что ему анонсированных четырех сиквелов «Аватара» мало – совсем погряз в конвейере!
«Звездные войны» (1977-…)
Надо было остановиться на фильме «Звездные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов» (2005)
Космическая сага «Звездные войны» пережила два возрождения. Инициатором первого выступил создатель франшизы Джордж Лукас, решивший сделать серию фильмов-приквелов оригинальной трилогии. Второго – студия Disney, которая занялась продолжением основной сюжетной линии. Так как Лукас был тем, кто заложил фундамент этой киновселенной, он понимал, как с ней работать и на что делать акцент в предыстории. В отличие от диснеевцев, которым был важен сам факт создания нового фильма в рамках франшизы, имеющей огромную популярность во всем мире.
Лукасовская приквел-трилогия (1999-2005) стремилась подчеркнуть свою индивидуальность, поэтому максимально дистанцировалась от приключенческого духа оригинальных эпизодов «Звездных войн», предпочтя ему политические интриги и межгалактические заговоры (ну, хоть какое-то разнообразие). Диснеевская линейка (2015-2019), напротив, уже с первого эпизода – «Пробуждение силы» (2015) – дала понять, что авторы делают ставку на ностальгию по классическим Star Wars. Вот только переснимать «Новую надежду» (1977) для этого было совсем необязательно, причем так демонстративно копируя многие сюжетные ходы оригинала. Лукас такого себе не позволял. Disney пошла легким путем, по принципу «все новое – это хорошо забытое старое», и, как показывают фантастические кассовые сборы в два миллиарда долларов, не прогадала. Правда, если с седьмым эпизодом этот трюк сработал, то восьмой был воспринят публикой в штыки, заметно потеряв в кассе по сравнению с предшественником. Интерес со стороны зрителей к франшизе начал угасать, и это факт.
Хотя создатели девятого эпизода «Скайуокер. Восход», который выйдет в прокат уже в декабре, обещают, что он станет заключительным в линейке, верится в это с трудом. Конечно, авторы возьмут перерыв, чтобы дать нам время успеть соскучиться по «Звездным войнам», а уж потом, скорее всего, снова решат продолжить серию. Кстати, в данный момент идет активная разработка новой, обособленной трилогии, которой занимается режиссер «Последних джедаев» (2017) Райан Джонсон. Ну, а как вы хотели? Деньги всему голова! Тем более, когда речь идет о «мышиной компании»…
Читайте также: 10 плохих режиссеров, которые сняли только один хороший фильм
«Крепкий орешек» (1988-…)
Надо было остановиться на фильме «Крепкий орешек 3: Возмездие» (1995)
Последним фильмом экшн-франшизы «Крепкий орешек» должен был стать тот, где у Брюса Уиллиса на голове еще были волосы. А если серьезно, то первые две части (1988-1990) этой боевиковой серии – образцовые представители своего жанра: зрелищные, динамичные и в меру ироничные. Триквел (1995), в свою очередь, является классным бадди-муви, где бал правит маскулинная брутальность, которую источает дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона. К сожалению, следующие два «Крепких орешка» забыли о всем том хорошем, что когда-то прославило франчайз. Четвертый фильм (2007) из-за излишней высокотехнологичности утратил былую душевность, компенсировав ее кучей взрывов (вышло спорно). Пятую часть (2013) и вовсе не хочется вспоминать (на самом деле, она страдает от того же, отчего и четвертый «Индиана Джонс», но только без пришельцев). Ее подзаголовок говорит сам за себя: «Хороший день, чтобы умереть» (видимо, ее авторам от стыда). Нет бы прекратить издеваться над франшизой, создатели запускают в разработку еще один сиквел (который, к слову, станет одновременно предысторией и продолжением). Думается, «Год первый» (подзаголовок готовящейся шестой части) будет последним гвоздем в крышку гроба серии «Крепкий орешек».
«Рокки» (1976-…)
Надо было остановиться на фильме «Рокки 4» (1985)
Возможно, если бы не эпичное противостояние Рокки Бальбоа и Ивана Драго в четвертом фильме (1985) боксерской франшизы «Рокки», серию и вовсе можно было завершить на третьей части (1982). Так как все, что вышло после квадриквела, иначе как халтурой не назовешь. Пятый «Рокки» (1990) мог бы стать неплохим фильмом о конфликте поколений (по сюжету Рокки противостоит не только его молодой ученик, но и собственный сын), но авторам показалось этого недостаточно, поэтому в сюжет также включили классическую историю взлетов и падений. В итоге получилась каша. Поэтому нет ничего удивительно в том, что следующая часть «Рокки» вышла спустя 16 лет. Однако изменить ситуацию в лучшую сторону ей особо не удалось: «Рокки Бальбоа» (2006) во всем вторил легендарному оригиналу, сумев собрать хорошую кассу исключительно благодаря ностальгии по нему. Франшиза получила второй шанс благодаря созданию спин-оффа «Крид: Наследие Рокки» (2015), посвященного сыну Аполло Крида, с которым Рокки бился в первой и второй частях. Вдохновленный неожиданным успехом (а также номинацией на «Оскар») «Крида», исполнитель роли Рокки Бальбоа Сильвестр Сталлоне в скором времени объявил о начале работы над продолжением «Рокки»! Спрашивается, а оно вообще кому-то (кроме самого Сталлоне) нужно? С нас вполне нового «Рэмбо» хватило…
«Форсаж» (2001-…)
Надо было остановиться на фильме «Форсаж 5» (2011)
Начиная с пятой части гоночная франшиза «Форсаж» перестала быть просто гоночной. Она эволюционировала – из скромного и приземленного криминального фильма о стритрейсерах-хулиганах в размашистый и по-хорошему абсурдный боевик с перестрелками, драками, взрывами и, конечно же, погонями, нарушающими все существующие (и несуществующие тоже) законы физики. Казалось бы, такое прокатит раз или два. Как бы не так! К выходу готовится уже девятая (!) часть автомобильной эпопеи, не говоря уже о различных спин-оффах серии (ранее в этом году, напомним, был выпущен «Форсаж: Хоббс и Шоу», посвященный приключениям Дуэйна «Скалы» Джонсона и Джейсона Стэйтема, и у него тоже будет сиквел). Тем не менее, если шестая часть выступила в прокате лучше пятой, а седьмая лучше шестой, то восьмая и близко не приблизилась к показателям седьмой. Так что, какой-никакой, но спад зрительского интереса к франшизе прослеживается. Не исключено, что «Форсаж 9», который выйдет в следующем году, тоже просядет по сравнению с прошлыми частями. Должно же людям надоесть смотреть на то, как крутые парни, плещущие тестостероном, спасают мир, совершая безумные трюки на машинах (и так на протяжении последних 5 фильмов)? Хотя…
Читайте также: 10 актеров, которые вернулись к ненавистным ролям
Надо было остановиться на фильме «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)
Оригинальная трилогия (2003-2007) диснеевской франшизы «Пираты Карибского моря» получилась вполне законченной историей, поэтому продолжать ее не виделось смысла. Но создатели не могли просто взять и оставить в покое курицу, несущую золотые яйца. Как известно, суммарные кассовые сборы первых трех частей «Пиратов…» составили более $2,6 млрд. Выпущенный на экраны в 2011 году квадриквел «На странных берегах» хорошо показал себя в коммерческом плане, но был прохладно встречен критиками и поклонниками серии, назвавшими его необязательным (первый тревожный звоночек). Другими словами, бренд оказался сильнее качества. Однако тень сомнения касательно будущего франчайза не покидала создателей. Снижение интереса к «Пиратам Карибского моря» подтвердилось после выхода пятой части «Мертвецы не рассказывают сказки» (2017), которая получила худшие оценки в серии и серьезно потеряла в кассе по сравнению с предыдущими фильмами. Чтобы выйти из творческого тупика, в который авторы франшизы сами же себя и загнали, занимаясь бессовестным паразитированием на успехе классической трилогии Гора Вербински, студией Disney было принято исполнении Джонни Деппа. Более того, поговаривают, что в центре сюжета вообще окажется женщина (разумеется, сильная и независимая) – некая пиратка Ред, роль которой прочат звезде «Стражей Галактики» и «Джуманджи: Зов джунглей» Карен Гиллан. Как говорится, чем дальше в лес…