Найти в Дзене
Happy Mama

Нужно ли помогать ребёнку с выполнением домашних заданий?

Моя мама помогала мне с домашними заданиями. Конечно, это было не все 10 лет обучения, но её помощь была действительно неоценима. Я и своим детям также стараюсь помогать. Но соблюдаю меру.

Такой вот пример - мама после работы говорит дочери: "Покажи мне тетради с домашним заданием!“ Дочь сначала отнекивается, потом вздыхает и понуро плетётся к себе в комнату за рюкзаком с тетрадками.

Уставшая мама проверяет задания, находит несколько ошибок и просит дочь переделать, на что та начинает плакать или упираться, ведь уже поздно, она устала, к тому же хочется заняться своими делами, поиграть, а потом лечь спать.

Знакомый сценарий?

Родители всегда заставляют делать много вещей, которые детям не очень нравятся: мыть руки перед едой, чистить зубы, убирать за собой постель, носить шапку, когда холодно, учить уроки.

Очень многие родители считают, что проверять за детьми задания - их обязанность. А как иначе, вдруг не справится? Но часто эти усилия напрасны и могут являться лишь пустой тратой времени.

Помогите ребенку полюбить учёбу.  http://medicalteaching.org/wp-content/uploads/2019/01/kid-with-tidy-desk.jpeg
Помогите ребенку полюбить учёбу. http://medicalteaching.org/wp-content/uploads/2019/01/kid-with-tidy-desk.jpeg

Дети чувствуют себя более мотивированными и охотнее учатся, если родители вовлечены в их школьную жизнь - вместе с ребёнком выполняют домашние задания, читают дополнительный материал по программе, проверяют то, как ребёнок написал заданное на дом сочинение или выучил стихотворение. Но, с другой стороны, есть и негативный момент в чрезмерной помощи: ребёнок может просто начать лениться, зная, что родители в любом случае помогут ему и если есть ошибки, то в школу он с ними не пойдёт - родители их обнаружат раньше.

Почему ребёнку может быть не нужна помощь с домашними заданиями?

  1. Если вы слишком активно помогаете ребёнку с домашней работой, то может создаваться впечатление, что он сам не в состоянии сделать уроки. Вы ставите под сомнение его умственные способности. В итоге, будет не совсем ясно, кто из вас несёт ответственность за то, чтобы домашняя работы была сделана на совесть.
  2. Ребёнок может привыкнуть к тому, что не нужно бороться, так как всё достаётся сравнительно легко. Зачем тратить время и досконально проверять уроки, если родители всё равно будут проверять ещё раз?
  3. Ответственность за выполнение уроков должен нести ребёнок, а не вы. Таким образом он сам научится грамотно планировать своё время и брать на себя ответственность в случае, если что-то не успел сделать.
  4. Домашнее задание, выполненное при очень большом участии мамы или папы, учитель всегда увидит. Подумайте, хотите ли вы, чтобы за вашим сыном или дочерью закрепилась слава несамостоятельного ребёнка?
  5. Вы можете приболеть, у вас на работе случится аврал или командировка - кто тогда поможет с уроками?

Если вы помогаете ребёнку с домашним заданием, стоит делать это осторожно, чтобы не навредить.

1. Помощь должна носить "участливый" характер. Не стоит делать задания за ребёнком, нужно делать их вместе с ним. Вы можете задавать наводящие вопросы, обсуждать, иногда даже подсказывает, если чувствуете, что тема сложная.

2. Если ребёнок запутался, не понимает и сам просит вас помочь, то отказывать, разумеется, нельзя. Но вы сможете настроить его на успех и, возможно, в следующий раз он справится уже сам.

3. В случае, если в школе просят выполнить задание совместно с родителями. Очень много подобных заданий в первом классе - это и поделки, и презентации, и составление небольших рассказов - вряд ли ребёнок сможет выполнить кто-то подобное самостоятельно.

Первый класс - время поделок вместе с родителями. https://images.pexels.com/photos/225956/pexels-photo-225956.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=3&h=750&w=1260
Первый класс - время поделок вместе с родителями. https://images.pexels.com/photos/225956/pexels-photo-225956.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&dpr=3&h=750&w=1260

4. Подумайте, как лучше организовать ребёнку место для выполнения уроков. Необходим удобный и просторный письменный стол, тумбочка с ящиками, книжные полки, комфортное кресло, крайне важно правильное освещение - если ребенок правша, то свет от лампы должен падать слева, а если левша, то справа. Ребёнку должно нравиться заниматься, ничего не должно отвлекать его.

5. Иногда снижение успеваемости может быть вызвано вовсе не тем, что ребёнку тяжело и он не может освоить программу, а тем, что ему по каким-то причинам стало неинтересно учиться.

Родителям стоит наладить контакт с ребёнком, чтобы понять, почему так произошло - что не нравится ребёнку, что, возможно, вызывает затруднения. Если у ребенка что-то не выходит, то он автоматически теряет к этому интерес.

6. Не критикуйте школьную программу и учителей. Даже если вам очень хочется это сделать и вы со многим не согласны - ребёнок не должен этого услышать. Так вы рискуете подорвать авторитет школы и преподавателей в его глазах.

7. Запасайтесь терпением! Оно вам точно понадобится.

По своему опыту могу сказать, что самый тяжёлый период, как для меня, так и для ребёнка был в первом классе, потом уже становится легче. Ребёнок более организован и самостоятелен и знает, как распределить своё время, чтобы можно было всё успеть - и поиграть, и выполнить домашнее задание.