Моя мама помогала мне с домашними заданиями. Конечно, это было не все 10 лет обучения, но её помощь была действительно неоценима. Я и своим детям также стараюсь помогать. Но соблюдаю меру.
Такой вот пример - мама после работы говорит дочери: "Покажи мне тетради с домашним заданием!“ Дочь сначала отнекивается, потом вздыхает и понуро плетётся к себе в комнату за рюкзаком с тетрадками.
Уставшая мама проверяет задания, находит несколько ошибок и просит дочь переделать, на что та начинает плакать или упираться, ведь уже поздно, она устала, к тому же хочется заняться своими делами, поиграть, а потом лечь спать.
Знакомый сценарий?
Родители всегда заставляют делать много вещей, которые детям не очень нравятся: мыть руки перед едой, чистить зубы, убирать за собой постель, носить шапку, когда холодно, учить уроки.
Очень многие родители считают, что проверять за детьми задания - их обязанность. А как иначе, вдруг не справится? Но часто эти усилия напрасны и могут являться лишь пустой тратой времени.
Дети чувствуют себя более мотивированными и охотнее учатся, если родители вовлечены в их школьную жизнь - вместе с ребёнком выполняют домашние задания, читают дополнительный материал по программе, проверяют то, как ребёнок написал заданное на дом сочинение или выучил стихотворение. Но, с другой стороны, есть и негативный момент в чрезмерной помощи: ребёнок может просто начать лениться, зная, что родители в любом случае помогут ему и если есть ошибки, то в школу он с ними не пойдёт - родители их обнаружат раньше.
Почему ребёнку может быть не нужна помощь с домашними заданиями?
- Если вы слишком активно помогаете ребёнку с домашней работой, то может создаваться впечатление, что он сам не в состоянии сделать уроки. Вы ставите под сомнение его умственные способности. В итоге, будет не совсем ясно, кто из вас несёт ответственность за то, чтобы домашняя работы была сделана на совесть.
- Ребёнок может привыкнуть к тому, что не нужно бороться, так как всё достаётся сравнительно легко. Зачем тратить время и досконально проверять уроки, если родители всё равно будут проверять ещё раз?
- Ответственность за выполнение уроков должен нести ребёнок, а не вы. Таким образом он сам научится грамотно планировать своё время и брать на себя ответственность в случае, если что-то не успел сделать.
- Домашнее задание, выполненное при очень большом участии мамы или папы, учитель всегда увидит. Подумайте, хотите ли вы, чтобы за вашим сыном или дочерью закрепилась слава несамостоятельного ребёнка?
- Вы можете приболеть, у вас на работе случится аврал или командировка - кто тогда поможет с уроками?
Если вы помогаете ребёнку с домашним заданием, стоит делать это осторожно, чтобы не навредить.
1. Помощь должна носить "участливый" характер. Не стоит делать задания за ребёнком, нужно делать их вместе с ним. Вы можете задавать наводящие вопросы, обсуждать, иногда даже подсказывает, если чувствуете, что тема сложная.
2. Если ребёнок запутался, не понимает и сам просит вас помочь, то отказывать, разумеется, нельзя. Но вы сможете настроить его на успех и, возможно, в следующий раз он справится уже сам.
3. В случае, если в школе просят выполнить задание совместно с родителями. Очень много подобных заданий в первом классе - это и поделки, и презентации, и составление небольших рассказов - вряд ли ребёнок сможет выполнить кто-то подобное самостоятельно.
4. Подумайте, как лучше организовать ребёнку место для выполнения уроков. Необходим удобный и просторный письменный стол, тумбочка с ящиками, книжные полки, комфортное кресло, крайне важно правильное освещение - если ребенок правша, то свет от лампы должен падать слева, а если левша, то справа. Ребёнку должно нравиться заниматься, ничего не должно отвлекать его.
5. Иногда снижение успеваемости может быть вызвано вовсе не тем, что ребёнку тяжело и он не может освоить программу, а тем, что ему по каким-то причинам стало неинтересно учиться.
Родителям стоит наладить контакт с ребёнком, чтобы понять, почему так произошло - что не нравится ребёнку, что, возможно, вызывает затруднения. Если у ребенка что-то не выходит, то он автоматически теряет к этому интерес.
6. Не критикуйте школьную программу и учителей. Даже если вам очень хочется это сделать и вы со многим не согласны - ребёнок не должен этого услышать. Так вы рискуете подорвать авторитет школы и преподавателей в его глазах.
7. Запасайтесь терпением! Оно вам точно понадобится.
По своему опыту могу сказать, что самый тяжёлый период, как для меня, так и для ребёнка был в первом классе, потом уже становится легче. Ребёнок более организован и самостоятелен и знает, как распределить своё время, чтобы можно было всё успеть - и поиграть, и выполнить домашнее задание.