Фантастика начинается с литературы. Фантастика прочно закрепилась в кино. На фантастических сюжетах основано множество видеоигр. А музыку? Неужели музыка в стороне? Конечно нет. Начать разговор о том, как фантастика воплощается в музыке мы хотели бы с проекта малоизвестного. Речь идет о творчестве владивостокского ученого, поэта, композитора Владимира Аргонова. Он работает в жанрах, практически не представленных в современном мире: техно-оперы и техно-симфонии. О том, насколько его произведения на самом деле соответствуют этим определениям (а в его симфониях, например, можно встретить вокал) оставляем судить знатокам музыкальной теории. Равно как пусть меломаны судят о том, насколько это техно, а не синти-поп или ретро-электроника. Нас больше интересует фантастика, тем более, что либретто техно-опер Виктора Аргонова и проекта "Комплексные числа", а так же тексты, сопровождающие его симфонии, предоставляют богатый материал, чтобы разобраться в том - какие идеи волнуют автора?
Поскольку в конце этого материала мы даем ссылки на сайты, рассказывающие об истории проекта и о деятельности автора, мы не будем пересказывать события: если вам будет интересно, узнаете о них из первых рук. Мы сразу перейдем к тому, что представляет собой творчество нашего нынешнего героя.
Техно-опера "2032: легенда о несбывшемся грядущем"
Сам автор нам сообщает, что произведение не является утопией, антиутопией или гротеском. Послушав произведение я склонен думать, что автор пытался как-то переработать свой опыт восприятия советской фантастики, осмыслить - куда должен был пойти Советский Союз, что могло бы помочь СССР пережить кризис второй половины 80-х и предотвратить катастрофу 90-х. Как всякое произведение, созданное в жанре альтернативной истории - это всегда в той или иной степени попытка терапии, попытка залечить травму, нанесенную гибелью Родины, ее идеалов. Так или иначе, люди, очарованные романтикой советской фантастики, пережили ощущение того, что их обманули, отняв ту перспективу, которую рисовал коммунистический футуризм. Страна обещала, что "знамя страны своей, пламя души своей мы пронесем через миры и века", а вместо этого, плюнув в душу своим гражданам, вытерла ботинки красным кумачом и отправилась торговать отцовским наследием оптом и в розницу. Пережить безболезненно такое - невозможно для человека, наделенного хотя бы начатками совести и разума, так что очень многие наши соотечественники пытались залечить душевную рану творчеством, создавая картину того, "как могло бы быть". Иногда мечты о "небесном СССР" приобретали мистические формы, иногда становились проектом завоевания мира, иногда выглядели как попытка отомстить предателям. Никакой из этих крайностей, кажется, не избежал Виктор Аргонов: в его техно-опере можно расслышать и гордую поступь рабочего класса и лязг танковых гусениц по брусчатке чужих столиц. Но и мечта там есть и полет.
Я не берусь оценивать это произведение - я, один из поколения "преданных Родиной" не могу оставаться холоден, спокоен и аналитичен, слушая это произведение. Хотя некоторые строчки стихов кажутся до невозможности выспренними и наивными, хотя многое из музыки я мог бы назвать вторичным - ничего этого делать я не буду. Слишком понятно мне, какие чувства двигали автором, слишком ясно я сам чувствую то же самое, чтобы сохранять ироничность и объективность.
Техно-симфония "Переосмысляя прогресс"
Когда Дар Ветер в "Туманности Андромеды" слушал симфонию фа-минор цветовой тональности 4,750 мю, самое тяжело было - понять, каким образом создателю (его звали Зиг Зор, если кто забыл) добиться такого эффекта, что его музыка, пусть даже и снабженная цветом, приобрела способность сообщать слушателю те мысли о сложных физических, химических и биологических процессах, которые приходят в голову Дару Ветру, пока он знакомится с симфонией? Или это такие образы, описывающие усложнение материи во Вселенной рождаются в голове только одного слушателя, того самого, за которым мы наблюдаем? Или же людям из мира ТА удалось создать какую-то конвенциональную систему понимания музыки как текста? Или же они настолько развили теорию восприятия, что могут передавать смысл, минуя рациональные механизмы сознания?
Ответа в книге Ивана Антоновича Ефремова мы не находим, а создатели техно-симфонии "Переосмысляя прогресс" пошли по простому пути - они просто снабдили музыку текстом и картинками, собрали видеоролик и выложили его на ютуб. Только - внимание! - если вам показалось, что в моих словах звучит насмешка, то ничего подобного! Я всерьез полагаю, что Виктор Аргонов всерьез, осознанно следуя идеям Ефремова или заново самостоятельно переоткрывая эти идеи, но все-таки попытался создать произведение в жанре "философской музыки". Просто он пользуется теми возможностями, которые на данный момент предоставил ему прогресс, но тем не менее, он пытается соединить эстетику с гнозисом, соединить понимание с красотой, подкрепить историко-философские размышления музыкальной образностью.
Идея смелая, как её реализовывать - точно вам никто не расскажет, об этом нет учебников в консерваторской библиотеке. В подобных случаях, сталкиваясь с подобным новаторским проектом легко впасть с две крайности: или объявить автора визионером, гением и начать мастерить вокруг него секту, или посмеяться над результатом. Мне не нравятся ни тот ни другой варианты, поэтому я просто попытаюсь пересказать содержание "синопсис" симфонии.
Симфония состоит из нескольких частей: "Конструируя среду", "Конструируя информацию", "Конструируя чувства", "Конструируя эволюцию" и "Там, за чертой".
Первые две части "Конструируя среду" и "Конструируя информацию" сходны по смыслу - они рассказывают о том, как развивалась промышленная и информационная стадия человеческой цивилизации, о том, какие надежды и разочарования они порождали. Надо отметить, что визуальный ряд симфонии - это не только картинки, кадры из фильмов или фотографии из новостей, это еще и графики. Так что я не зря упомянул о познавательной функции симфонии, она действительно присутствует.
Если первые две части - они главным образом о прошлом человечества и о настоящем дне, то третья часть сразу обращает нас в будущее, переводя мысль из плоскости историософии прогресса в область фантастики и футурологии. Автор полагает, что через два десятилетия, где-то в 2040-х годах идея "виртуальной реальности" обретет второе дыхание, но базироваться она будет не на цифровых технологиях, а на биотехе. Исследователи к тому моменту, по мнению автора смогут найти естественное обоснование существования человеческой души, более того, обнаружат механизм, который обеспечивает ее функционирование. Возможность синхронизировать состояние сознания позволило обмениваться ощущениями (причем любыми) между людьми и даже между людьми и животными. Человек достиг состояния всеединства со всем мирозданием - с живым и неживым.
Тут надо отметить близость идей Виктора Арагонова с идеей "чувствующего атома" К.Э. Циолковского, но рассмотрение этих двух концепций в сравнении - очень долгое занятие, если читателю интересно, пусть читатель сам займется этим вопросом.
Правда тут автор совершает некоторый смысловой скачок, утверждая, что мир всего живого оказался "заполнен смыслами, невыразимыми через сухие формулы". Штука в том, что разум, чувства и наука - это все-таки три разные вещи. Но придуманное автором человечество продолжало развиваться и открыло в себе "идеальный ад" и "идеальный рай". Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что люди открыли то Царствие Небесное, которое в нас, но только ключом для них оказалось не нравственное совершенство и духовные практики, а - технология.
Четвертая часть, синтезирующая идеи первых трех, называется "Конструируя эволюцию" и тут мы видим прямую связь идей Виктора Аргонова с мыслями русских космистов, которые были очень разнообразны в своих построениях и только одна сквозная идея может быть названа в качестве центральной для космизма - идея управляемой эволюции.
Впрочем, сам процесс создания "кнопки счастья" автора мало интересует, он больше увлечен результатами такого процесса и - вполне ожидаемо обнаруживает, что созданный им мир сталкивается с очередным кризисом. Впрочем, кризис этот носил двоякий характер, пожалуй, слово "кризис" не очень подходит: просто миру, придуманному Виктором Аргоновым необходимо было перешагнуть очередной порог, на этот раз отделяющий биологическую историю человечества от небиологической.
Эту четвертую, самую важную часть я, пожалуй, пересказывать не буду, оставлю ее на изучение -- слушателю? Или правильнее назвать процесс знакомства с симфонией "Переосмысляя прогресс" чтением? Одним словом, постарайтесь разобраться сами - для тех, кто действительно любит футурологию, интересуется космизмом, вопросами осмысления прогресса, философской фантастикой это будет интересно.
И вот в пятой части "Там, за чертой" симфония внезапно дополняется - вокалом. Честно говоря - внезапный поступок автора. Текст на экране с философских и футурологических размышлений меняется на поэтический и симфония начинает напоминать караоке. То, что пытается сообщить нам автор с помощью поэтического текста, перебивающегося различными цитатами и размышлениями в духе предыдущих частей - это заботы человечества, шагнувшего за пород социальной, биологической, экономической обусловленности.
Техно-опера "Мы, XXII век"
Вы можете заметить в названии этого произведения отклики сразу двух известнейших романов - "Мы" Евгения Замятина и "Полдень XXII век" Аркадия и Бориса Стругацких. Это не случайное совпадение - проблематика обоих этих произведений затронута в техно-опере, причем сюжет, рассказанный Виктором Арагоновым напрямую отсылает нас к техно-симфонии "Переосмысляя прогресс". Помните, там шла речь о том, что на пути развития человечество обрело возможность психического объединения не только между людьми, но и установления связи между живым и неживым, а попутно получило возможность добраться до совершенно небывалых пиковых состояний сознания, прежде доступных только религиозным подвижникам?
В этот мир единого человечества, сумевшего стереть границу между сознаниями людей и соединившего человечество со всем сущим, попадает наш современник, преодолевший бездну времени благодаря криосну.
С одной стороны он встречает человечество, достигшее полного счастья и гармонии, с другой - человечество, потерявшее индивидуальность отдельных людей и так и не сумевшее оторваться от Земли. Удивительные открытия и горькие разочарования - вот то, что ждет героя, отсюда и смешении названий самой масштабной утопии отечественной фантастики и самой первой антиутопии, выворачивавшей идеи коммунизма наизнанку и доводившей их до абсурда. Правда, упомянем, что эти открытия и разочарования только упоминаются - сюжета в привычном понимании опера не содержит.
В завершении посоветую несколько ресурсов, на которых можно больше понять про Витора Аргонова, проект "Комплексные числа" и их музыку:
- канал на ютуб, где можно найти как все упомянутые произведения, так и кое-что из того, что не попало в этот обзор, там же ищите выступления автора по поводу своего творчества;
- сайт автора и сайт проекта "Комплексные числа", там больше текстов об упомянутых проивзедениях, а так же рассказ о том, как вся эта музыка устроена;
- блог Виктора Аргонова на "Снобе" - в нем, правда, всего три записи, но для полноты картины пусть будет.
Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".
Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.