Найти в Дзене

"Мы из борьбы вышли победителями"

Что происходило на сцене русских театров в последние десятилетия XIX века? К этому времени уже ушли из жизни М. А. Шишков и М. И. Бочаров, о которых мы уже писали. В Петербурге работали их ученики: К. М. Иванов, И. П. Андреев, П. Б. Ламбин. И хотя они учились в Академии художеств в классе декорационной живописи и знали законы архитектуры, их оформительские решения были лишены оригинальности – они повторяли уже сложившиеся стереотипы декорирования постановок. В Москве наиболее известными декораторами были А. Ф. Гельцер и К. Ф. Вальц.

Но, конечно, были и другие – те, кто ставил знак равенства между музыкой и живописью в сценической постановке. Имена этих новаторов в декорационном искусстве – Константин Коровин и Александр Головин.

К. А. Коровин. "Золотая рыбка". Эскиз декорации. Волшебный город. 1903 г. Бумага, гуашь, золотая и серебряная краски
К. А. Коровин. "Золотая рыбка". Эскиз декорации. Волшебный город. 1903 г. Бумага, гуашь, золотая и серебряная краски

С 1898 года управляющим московскими театрами стал Владимир Аркадьевич Теляковский. Ознакомившись с состоянием московских театров, он понял, что необходимы реформы, которые должны начаться именно с декорационной части. Оформление спектаклей Большого театра приводило Теляковского в отчаяние: «Боже, что за постановка и костюмы в “Руслане”… Прямо чистый позор, а не постановка, и сколько истрачено было на это денег!». Сначала он пригласил Васнецова и Поленова оформлять постановки Большого театра, однако они отказались, но посоветовали привлечь Коровина и Головина. Директор отстоял кандидатуры художников с боем.

Декорации Коровина и Головина сильно контрастировали на фоне привычных. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин и Головин , создавая декорации и костюмы в импрессионистическом направлении, старались передать эмоциональный посыл спектакля.

Художников обвиняли в том, что они не умеют рисовать, не могут точно изобразить архитектуру и различные предметы, что их декорации «недоделаны», «недописаны» и представляют собой лишь «проекты», «намеки» на декорации. Газетные рецензии тех лет были наполнены нелестными сравнениями работ Коровина и Головина с декорациями художников, умеющих дать на сцене «точную иллюзию» действительности. Газета «Московские ведомости» заявила, что декорации Коровина и Головина — «малевание досужих декадентов». Теляковский с горечью отмечал в своем дневнике: «… вот истинно русское отношение к своим же русским талантливым художникам. За границей Коровин и Головин оценены, получили медали за декорационное искусство, но у себя в отечестве их стараются обливать помоями… В этих талантливых художниках… явилась новая сила».

А. Я. Головин. "Борис Годунов". Эскиз декорации. Грановитая палата. 1911 г. Бумага, гуашь, акварель, пастель, бронзовая краска
А. Я. Головин. "Борис Годунов". Эскиз декорации. Грановитая палата. 1911 г. Бумага, гуашь, акварель, пастель, бронзовая краска

Константин Коровин и Александр Головин заняли не просто роль декораторов, но и соавторов спектакля. «Краски, аккорды цветов, форм — эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы», — писал Коровин.


Когда В. А. Теляковского пригласили возглавить Дирекцию Императорских театров и переехать в Петербург, он пригласил художников продолжить совместную работу уже в столице. Здесь он столкнулся с теми же трудностями, которые преследовали его в Москве: небрежность в процессе постановки спектаклей, некомпетентность чиновников и ожесточенное противостояние «старой школы». В своих бесценных мемуарах Теляковский писал о том, что балет, возглавляемый М. Петипа, нуждался в коренном преобразовании. Известному хореографу было к тому моменту уже за восемьдесят: он не способен был создать что-либо новое и с крайней недоброжелательностью встречал художественные идеи. Особенно его раздражали декорации Коровина и Головина, названные им «балаганом». Противились изменениям и рядовые сотрудники: маляры портили декорации; артисты отказывались надевать коровинские костюмы.


И все же, несмотря на жесточайшее сопротивление, спектакли Коровина и Головина произвели фурор, создали абсолютно новое видение театра. Теляковский, резюмируя совместный труд, писал: «Мы из борьбы вышли победителями и к статьям газетным относимся с презрением, нас оценила публика».

К. А. Коровин. "Руслан и Людмила". Эскиз декорации. Руслан и голова. 1902 г. Картон, гуашь, золотая краска
К. А. Коровин. "Руслан и Людмила". Эскиз декорации. Руслан и голова. 1902 г. Картон, гуашь, золотая краска

Константин Коровин еще при жизни был известен далеко за пределами России – его знали в Европе, он работал в миланском Ла Скале. Имя Александра Головина навсегда останется в списке выдающихся театральных художников страны.