...Эстер простилась с хозяйкой и вприпрыжку направилась в лавку мистера Кольмайера. Был праздничный день, на улице почти никого не было, все были либо в церкви, либо дома, с родными. Девочка размышляла о том, как будет хорошо, принеся покупки домой, отправиться на речку...
Эстер Шоймоши больше никто в живых не видел, она пропала в пасхальный день 1 апреля 1882 г. так и не добравшись до дома. Весь оставшийся день её поисками занималась хозяйка, сестра и мать. Но результатов поиски не принесли, четырнадцатилетняя девочка исчезла.
В очередной раз пробегая по селению, мать Эстер остановилась у еврейской синагоги. Здесь она встретила служителя Йозефа Шарфа и его жену. Узнав о случившемся, мужчина посоветовал отчаявшейся матери не переживать слишком уж. Чтобы успокоить её он рассказал историю о том, как евреев обвинили в убийстве жителей ребенка, который потом нашёлся живым и здоровым, он просто заблудился в степи.
Мог ли бедный служитель догадываться о том, какой резонанс вызовут его слова, на какую благодатную почву упадут. Конечно же нет. Но уже спустя месяц, когда за дело взялись полицейские, Шарф и его старший сын - четырнадцатилетний Мориц, а также другие евреи из общины были арестованы по обвинению в убийстве.
Что же дало повод для ареста?
Были ли они виновны?
Как можно верить словам пятилетнего ребёнка?
Как можно верить словам запуганного подростка?
Почему полиция не хочет работать?
Следственный судья Бари прибыл на место случившегося. Он расспросил местных жителей и среди прочих пятилетнего сына Шарфа. Мальчик поведал о том, что отец и брат заманили к себе Эстер и убили её. Бари поверил ребёнку без колебаний, он, как многие другие верил в то, что евреи проводят кровавые ритуалы и используют для них детей. Разбираться он не стал. Арестованные отказывались признаваться, общество волновалось. Значительные волнения начались после обнаружения тела убитой в речке. Опознать его не представлялось возможным, за дело взялись патологоанатомы, но они были столь не компетентными, что решили, будто это не Эстер. К тому же признавшийся под сильным давлением Мориц утверждал, что девочку они убили по другому.
Пополз новый слух, будто бы евреи убили Эстер, а попавшись, убедили друзей на воле убить ещё одну девушку, выдав её за Эстер и сняв с себя обвинение.
В Венгрии начались еврейские погромы.
Обвиняемых держали под стражей больше года, им грозила смерть. Но за дело взялся известный по тому времени адвокат Этвеш. Он настоял на повторной экспертизе тела, сумев доказать, что перед экспертами все же Эстер, убитая совсем не так, как описывал Мориц.
Дело о ритуальном убийстве длилось 15 месяцев.
Благодаря действиям адвоката все обвинения были сняты.
Но настоящего убийцу так и не нашли.
Освобождение евреев вызвало массу негатива, по всей Венгрии вновь начались погромы, поутихшие на время процесса.
Кровавый навет в Тисаэсларе стал одним из самых громких судебных дел уходящего 19 века.
Он спровоцировал одни из самых значительных еврейских погромов и послужил толчком для дальнейших гонений на евреев, в том числе и гонений, провоцируемых нацистами.
В невиновность евреев в смерти Эстер большая часть общества верить не хотела.