Напряженность между финикийскими и греческими поселенцами в центральном Средиземноморье была основана на колонизации. Предположительно, эллинские мигранты преследовали финикийцев, которые обосновались вокруг побережья Сицилии, в особенности на западной половине острова.
В 480 г. до н.э. карфагеняне во главе с Гамилькаром объединились с финикийцами проживающими на Сицилии и в союзе с изгнанным греческим тираном города Гимеры Терилом высадились на остров в надежде вернуть власть последнему и в конечном итоге захватить всю Сицилию. Но этим планам не суждено было сбыться. Против их конфедерации выступил альянс Акраганта и Сиракуз во главе с тираном последних Гелоном. Грекам Гимеры удалось продержаться до подхода войск Гелона и совместными усилиями разбить превосходящие силы противника. Армия пунов потерпела полное поражение в результате чего эта победа стала сравниваться сицилийскими греками с победами греческого альянса на материке против персов в это же время.
Нам известны не все войны между финикийцами и греками на Сицилии, и, действительно, было много мелких конфликтов, о которых мы никогда не узнаем. Многие из этих войн были, вероятно, локальными спорами по поводу довольно обыденных вещей. Мы знаем, что элимийский город Сегеста и греческий город Селинус регулярно ссорились из-за своей границы, иногда втягивая другие силы.
В 410 г. до н.э. карфагеняне вернулись в Сицилию, на этот раз с удвоенной силой. На начальном этапе конфликта они уничтожили и вырезали Селинус и Гимеру, а вторым нападением через несколько лет были разграблены Акрагант и Камарина. Во время этого второго вторжения к власти в Сиракузах пришел военачальник по имени Дионисий. Хотя он происходил из скромного рода, поскольку он был хорошим военным, то смог выйти в правящие круги города. Хотя он не сразу консолидировал свою власть, но со временем он принял на себя дела Сиракуз и привёл их к гегемонии в восточной Сицилии.
В годы, когда Дионисий захватил власть, он почувствовал, что его положение колеблется. Греки, предположительно сиракузские аристократы, поднимали восстания и перебегали в ныне управляемые Карфагеном западные части Сицилии. Чтобы прекратить смуту он женился на дочери уважаемого сиракузского военачальника Гермократа и стал настраивать народ к противостоянию с карфагенянами.
По словам Диодора Сицилийского, где-то около 398 г. до н.э. Дионисий начал создавать одну из самых богато оснащенных армий, когда-либо виданных в средиземноморском мире. Со всей Великой Греции и материковой части Греции он собирал мастеров и инженеров всех мастей. Цель состояла в том, чтобы вооружить как можно больше солдат, приказав создать 140 000 щитов и мечей, а также шлемы и тысячи нагрудников для его офицеров и кавалерии. Его инженеры также разработали новые инструменты войны, такие как катапульта, а также корабли, большие, чем те, которые использовали в других местах, квинкремы. Всё это должно было использоваться как его домашними - греческими солдатами, так и наемниками, завербованными из многих мест.
Этот массивный арсенал был, наконец, направлен против карфагенской половины острова в ходе молниеносной кампании. Армия Дионисия неистовствовала по всей Сицилии, уничтожая все карфагенские войска. В конце концов они дошли до города Мотия (основной опорный пункт Карфагена в регионе), расположенного на небольшом островке на западном берегу Сицилии. К этому моменту этот островной город просуществовал несколько сотен лет и был укреплен повсюду высокими стенами. Это в сочетании с естественным препятствием, создаваемым лагуной, должно было стать грозным барьером для солдат Дионисия. Но сиракузский тиран не растерялся и приказал строить дамбу к острову, а сам отправился во внутренние районы Сицилии, совершая набеги на пропунические поселения повсюду.
В конце концов, Дионисий и его люди смогли поднять осадные башни к стенам Мотии. Прикрытые огнём новых катапульт, разработанных сиракузскими инженерами, греческие и наёмные солдаты наводнили городские стены. Мотяне отчаянно оборонялись. Многие из домов в городе были построены примерно так же высоко, как и укрепления, поэтому борьба бушевала даже после захвата стен. Но мотян было недостаточно, чтобы помешать грекам захватить город.
Пока нападавшие пробивались в глубь города, они убили множество мирных людей. Хотя Дионисий велел людям объявлять жителям, что их жизни пощадят, если они найдут убежище в храмах, и некоторые из них так и спаслись, греки вырезали почти весь город в отместку за жестокое разграбление эллинских городов карфагенянами несколькими годами ранее.
Дионисий был не в состоянии контролировать кровожадность своих людей, пока они разоряли поселение, несмотря на то, что приказал им пощадить мирных жителей. Скорее всего, это не было милосердием, просто Дионисий хотел получить прибыль, продавая их в рабство.
В конце концов Мотия как важный пунический опорный пункт умер в тот день (397 г. до н. э.). Карфагеняне обещали отомстить за своих погибших родственников мотян, но это, вероятно, стало небольшим утешением для людей, чьи семьи были убиты, а они сами порабощены Дионисием.
Чтобы не потерять власть в Сицилии, Карфаген вместо разрушенной Мотии основал новый город под названием Лилибей, в который переселились все жители разрушенных и разграбленных карфагенских городов Сицилии.
А Мотия когда-то бывшая яркой жемчужиной пунической культуры Сицилии и центрального Средиземноморья, превратилась в пыльный клочок земли, окруженный соленой водой.
Читайте также: Были ли этруски свирепыми пиратами, или это всего лишь устоявшийся миф?
Итогом действий Дионисия стала гегемония Сиракуз на острове. Его войска овладели почти всей Сицилией, загнав карфагенян в западный угол острова. Этим он обеспечил Сиракузам пол века процветания под своим контролем.
Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы поддержать автора. Это сильно поможет развитию канала, а также мои новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте.
Также можете заглянуть на мой #youtube канал. Буду очень рад новым подписчикам!
Удачи, и до новых встреч =)
Все изображения взяты в свободном источнике.
© Навигатор