Мотивация, лежащая в основе реабилитационной программы, является важным фактором в определении приверженности к ней.
Ниже представлены два типа мотивационных моделей:
- теория самоопределения, объясняющая мотивацию поведения спортсменов,
- трансконтекстуальная модель, основанная на предположении, что мотивация может быть перенесена из одного контекста в другой.
Теория самоопределения была предложена Ryan & Deci.
В своей теории они утверждают, что действия и поведение человека не только подпитываются внутренней мотивацией, но и непрерывно переходят от демотивации к внутренней мотивации. Когда самоопределение находится на самом низком уровне, мы говорим о демотивации.
Демотивация характеризуется ненормативным поведением, отражающим отсутствие намерения действовать.
Между демотивацией и внутренней мотивацией существуют различные внешне мотивированные модели поведения:
- внешнее регулирование,
- интровертное регулирование,
- идентифицированное регулирование,
- интегрированное регулирование.
Внешнее регулирование характеризуется внешними наградами или наказаниями, например, спортсмен, который возвращается на соревнования, потому что тренер угрожает заменить его/ее другим игроком.
Введенное регулирование подразумевает поведение, направленное на то, чтобы избежать вины или получить вознаграждение, например, спортсмен, который возвращается на соревнования только для того, чтобы не разочаровать товарищей по команде.
Выявленное регулирование является свободным выбором, но все же определяется внешними факторами: человек совершает действия не для удовлетворения, а для достижения эгоцентричных целей, таких как спортсмены, которые хотят вернуться в спорт, потому что хотят поддерживать хорошую форму, или потому что они хотят абсолютно выиграть соревнование.
Комплексное регулирование по-прежнему представляет собой поведение, мотивированное извне: поведение интегрировано с другими потребностями или ценностями, которые являются частью личной идентичности, и в этом случае спортсмены возвращаются к занятиям спортом, чтобы продемонстрировать свои спортивные способности.
Наконец, наивысший уровень самоопределения характеризуется внутренней мотивацией. В этом случае спортсмены ведут себя в соответствии с внутренними правилами. Этот уровень характеризуется внутренним удовлетворением и удовольствием от выполнения действия. Примером такого рода мотивации могут служить спортсмены, которые хотят вернуться в спорт, потому что им это действительно нравится.
Когда регулирование определяется внешними факторами (наградами или наказаниями, влиянием команды, возможностью выиграть трофей и т.д.), мы говорим о контролируемых мотивах. Вместо этого, поведение, определяемое потребностями, ценностями, удовольствием или удовлетворением, характеризует автономные мотивации.
Исследования по теории самоопределения подтверждают идею о том, что автономная мотивация человека определяется его индивидуальными потребностями в компетентности, самостоятельности и взаимосвязанности.
Компетентность - это чувство эффективности: спортсмены могут пожелать восстановить высокий уровень способностей в своем виде спорта, и это может определять высокую мотивацию, присущую реабилитации.
Автономия характеризуется желанием сохранять контроль над событиями: спортсмены считают, что результаты выздоровления являются результатом их поведения, и они более решительно следуют программе.
Связанность - это степень интеграции в социальную среду: травмированные спортсмены часто чувствуют себя изолированными от своих друзей, товарищей по команде и тогда у них появляется внутренняя мотивация вернуться к участию в соревнованиях.
Трансконтекстуальная модель объясняет, как мотивация может быть перенесена из контекста в другой. В соответствии с этой моделью мы можем объяснить взаимосвязь между спортивной мотивацией и реабилитационной мотивацией травм. Трансконтекстуальная модель основана на "иерархической модели мотивации", предложенной Валлерандом.
По словам Валлеранда, существуют три различных уровня трансфертности: специфический, контекстуальный и глобальный.
На конкретном уровне автономная мотивация спортсменов может стать автономной мотивацией в следовании лечению. Если спортсменам нравится проводить тренировки, и они любят правильные разминки, силовые тренировки и оздоровление, также, как и при разминке, силовых тренировках и оздоровлении в реабилитационных упражнениях, потому что это путь к возвращению к спорту.
На контекстуальном уровне социальные агенты влияют на поведение спортсменов. Если тренер оказывает поддержку спортсменам в обеспечении их автономии, это может положительно повлиять на их самостоятельную мотивацию в спортивном контексте. В то же время, если травмированные спортсмены ощущают самостоятельную поддержку со стороны физиотерапевта в реабилитационном контексте, они могут повысить свою автономную мотивацию после лечения.
На глобальном уровне причинная ориентация спортсменов определяет их тип мотивации.
В частности, внутренний локус контроля определяет автономную мотивацию у спортсменов и их восприятие самостоятельной поддержки со стороны тренера или физиотерапевта, а внешний локус контроля определяет индивидуальную контролируемую мотивацию и восприятие контролируемой поддержки со стороны других.
Предыдущие исследования показали, что автономная поддержка и автономная мотивация тесно связаны с приверженностью лечению. Это справедливо для нескольких контекстов, таких как программы по отказу от курения, наркомания или снижение веса. В контексте спортивной травмы было установлено, что, когда пациенты воспринимают физиотерапевта как самостоятельного человека, поддерживающего их, они имеют автономную мотивацию.
Тип мотивации определяет различную реакцию на лечение: например, повышение автономной мотивации повышает приверженность, настойчивость и удовлетворенность.