В предыдущем посте "Как спорить с учителем?" я описала реальный случай. Вкратце напомню.
Моя одноклассница Рита поленилась сделать самостоятельно домашнее задание по литературе. Она списала слово в слово работу девочки из параллельного класса. У этой школьницы была другая учительница, и та ей за сочинение поставила твёрдую "пять".
Но наша педагог почему-то не пришла в восторг, прочитав то самое "отличное" сочинение. Она оценила его на "три"! Не понравилась ей та работа.
На этом история не совсем закончилась. Раздосадованной такой низкой оценкой Рите ничего умного не пришло в голову, как дерзко раскрыть свой обман:
- Вот вы поставили мне "три"! А ведь это не моё сочинение! Я его списала. За эту работу в 10 В классе учительница поставила "пять"!
- Да? - Валентина Степановна озадачилась, она вышла из кабинета с тетрадью Риты.
Был урок. Мы остались одни и затихли в ожидании развязки, поглядывая с интересом на пунцовую Риту. Через какое-то время в класс возвращается наша учительница со Светланой Алексеевной из 10 В. Они ещё обсуждали то сочинение. Пришли ли они к согласию - я не знаю, как правильно надо было писать сочинение - тоже не поняла. Они обе потом обратились к нашей Рите:
- Как не стыдно списывать чужую работу, а ещё хуже - сталкивать нас, учителей. Это гадко!
По-моему, если не ошибаюсь, Рите тройку исправили на "два".
Справедливо вообще-то.
И несколько слов о нашей Валентине Степановне.
Очень хочется.
Она была новая учительница. Вроде как сразу после института пришла в нашу школу. Молоденькая, очень спокойная и бесконечно терпеливая.
И я ей благодарна.
До неё у меня было несколько учителей литературы - так сложилось с нашим классом. Всех этих преподавателей тоже очень люблю, они замечательные, я сразу это заявляю! Нам всем очень везло на них. Всем тоже благодарна, мне есть что про них хорошее вспомнить.
Но Валентина Степановна у меня на особенном счету.
Она перевернула моё сознание. Я изменилась.
До неё я писала сочинения по литературе на четвёрки, иногда и тройку могла схлопотать за свои опусы. Потому что мне было ужасно скучно. Читать в учебниках разъяснения к произведениям классиков и расписывать в тетради своими словами чужие мысли. Неинтересно! Книги читаю с удовольствием, но вот проводить их разбор по плану - такая для меня скука смертная и нудная та ещё работка. Кому-то это нравится, а мне - нет!
Тут как-то раз пришли мы на урок, и бац! Валентина Степановна говорит нам:
- Закрывайте учебники, открывайте произведение и пишем сочинение на вооот такую тему, смотрите на доску!
Вот те на!
А я дома учебник даже не открывала и к сочинению не готова вообще!
Но не сдавать же пустую тетрадь? Надо же хоть что-то в ней написать? Открываю произведение (его-то я читала) и начинаю проводить анализ по заданной теме. Пишу, как думаю, размышляю сама - правильных мыслей из учебника не знаю, не читала его. Несу, короче, отсебятину.
С унылым видом сдаю тетрадь на проверку и очень надеюсь, что мне поставят тройку, а не лебедя влепят.
Позже получаю свою работу, нехотя её открываю и глазам не верю - пятёрка с плюсом и с припиской "Очень самобытное и самостоятельное сочинение. Молодец." А на полях всё же её замечания, я их не помню, но примерно такие: "на самом деле, она его не любила, она просто смирилась с выбором отца", "он не был солдафон, он был несчастный человек" и т. д. То есть учительница дискутировала со мной через свои приписки, и это было так здорово! Она не зачёркивала мои мысли, с которыми не соглашалась, и не снижала за моё мнение оценку! И так можно было!
Я просто была потрясена.
Я нашла свою учительницу.
Благодаря ей у меня изменилось отношение к предмету "литература". Я стала гораздо увереннее в себе. Мне дали возможность высказывать своё мнение, своё отношение к книге, к персонажам, объяснять свои мысли, а не заучивать чужие правильные слова, которые дОлжно говорить о произведении.
Хоть я и читала потом учебник, но мне было уже легче, потому что возник интерес. И я сравнивала свои ощущения с анализом произведения, изложенным авторами пособия, даже в чём-то могла не согласиться с ними, а также имела возможность поспорить с учительницей. Она поощряла такое.
Это стало увлекательно.
Валентина Степановна, спасибо.
Истории о школе и учителях: Не зря директор учительницу переманил / Ангелы есть. Они среди нас / Чтоб списал! Вот это сочинение! Понял? / Как спорить с учителем? / Глухой директор школы / Строгий колобок с большой указкой