Найти в Дзене
Рассказки из деревни

Как дядя Миша лишился глаза

История от дяди Миши. (Как мы познакомились с дядей Мишей, читайте здесь) Сразу оговорюсь, как эта история услышана, так она и записана. Обелять фашистов, или очернять наших целью не ставлю. Всякие были. - Мы тогда под оккупацией были, немцы в Вязьме уже плотно стояли. У нас в деревне люди пока по своим избам жили, не выгнали еще. Особо не зверствовали вначале-то, добрые еще были. Мне лет семь - восемь было, мы с матерью у дядьки в доме обретались, отец мой да дядькины сыновья на фронте, а бабе с дитём при брате проще. Да и дядька не один. Дядька прятал нашего в избе. Всё, помню, на печке или за печкой сидел, так, иной раз скажет чего и помалкивает. Я и не знаю, откуда он взялся, особо и не думал про него. Так и жили. А тут немцы указ свой всем читают: кто солдат прячет, всех кто в доме – на расстрел. Дядька подумал, так мол и так, иди, говорит, на все четыре стороны. Свои дороже. Чем могли – помогли. Солдат и не возражал, и так все понятно, шинель накинул - и на выход. А это по у

История от дяди Миши. (Как мы познакомились с дядей Мишей, читайте здесь)

Сразу оговорюсь, как эта история услышана, так она и записана. Обелять фашистов, или очернять наших целью не ставлю. Всякие были.

- Мы тогда под оккупацией были, немцы в Вязьме уже плотно стояли. У нас в деревне люди пока по своим избам жили, не выгнали еще. Особо не зверствовали вначале-то, добрые еще были.

Мне лет семь - восемь было, мы с матерью у дядьки в доме обретались, отец мой да дядькины сыновья на фронте, а бабе с дитём при брате проще. Да и дядька не один.

Дядька прятал нашего в избе. Всё, помню, на печке или за печкой сидел, так, иной раз скажет чего и помалкивает. Я и не знаю, откуда он взялся, особо и не думал про него. Так и жили.

А тут немцы указ свой всем читают: кто солдат прячет, всех кто в доме – на расстрел. Дядька подумал, так мол и так, иди, говорит, на все четыре стороны. Свои дороже. Чем могли – помогли. Солдат и не возражал, и так все понятно, шинель накинул - и на выход. А это по утру было, я на лавке сидел у окна, буквы учился писать на свету. Чернилами. Солдат ко мне подходит и говорит: « На, малец, тренируйся!» И дает мне стерженек железный, у него полные карманы в шинели таких было. Да и пошел.

А я сижу, кручу это в руках, трубочка медная, вроде шарик на конце. А она как взорвется у меня, да прям в лицо! Запал от гранаты оказался. Больно, и волосья пожгло, а особенно глаз правый. Слезы с кровью пошли. Но вроде глазом вижу, мутно только. Отлежался, а глаз болит, вижу плохо.

У немцев госпиталь, километров восемь, вот мать к дядьке, давай, мол, к немцам отвезем, может помогут. А тот ни в какую - враги! Само пройдет, сиди! А мне с днями хуже, болит, гной, видеть перестал.

Ушел дядька как-то, а мать меня в охапку и на подводу. Где ж она ее нашла- не знаю. И поехали мы в госпиталь. А там дом каменный большой, немцев много ходит. Мать мне велела сидеть, а сама убежала. Вышел потом с матерью здоровый такой немец, в белом халате. Посмотрел, и повели меня в комнату. Там еще посмотрел, да и выковырнул что-то из глаза. Пороховина, или железяка какая попала. Стал орать потом, шайсе, дескать, дура баба, сразу надо было везти сюда – глаз бы спасли, а так все, алес!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вот так я глаза и лишился, а солдата того сразу на горке у деревни патруль увидел, да там и закопали.

- Я спрашивала, - Дядь Миш, так солдат, специально, тебе запал дал?

- А кто его знает, может специально, может не думавши, поди знай.

Записано 2012г.

Простаку лучше в деревне
Операция откладывается
Генеральный план развития нашего хутора