Друзья Сергея Михалкова твердили, что известного детского писателя необходимо включить в Книгу рекордов Гиннесса. Почему, спросите вы? А потому, что Михалков стал автором текста сразу трех государственных гимнов своей страны, первый из которых был написан в тяжелое для нее время, в самый разгар Великой Отечественной войны.
Стране нужен гимн
Как вспоминал позже сам Михалков, об идее советского руководства заменить ставший уже традиционным «Интернационал» новым гимном он узнал случайно. Вернувшись летом 1943 года с фронта вместе со своим другом Габриэлем Эль-Регистаном и отправившись в ресторан, они услышали от коллег по перу о совещании у Ворошилова, на котором была поставлена задача написать новый гимн СССР. Включиться в работу решили и Михалков с Эль-Регистаном.
В качестве основы для стихотворного размера ими был выбран «Гимн партии большевиков», после чего Михалковым и Эль-Регистаном было создано несколько вариантов текста, которые тут же были отправлены Дмитрию Шостаковичу для создания музыки. Великий композитор также написал несколько вариантов мелодии, и все это было направлено в правительственную комиссию.
Первое прослушивания представленных гимнов прошло безуспешно. Комиссия постановила, что ни один из них пока не удовлетворяет установленным требованием, а значит работу нужно продолжать. Михалков и Эль-Регистан, не имея возможности оставаться в столице, были вынуждены вновь уехать на фронт, но вскоре их в Кремль вызвал лично Ворошилов, глава комиссии по созданию гимна.
Сталин – главный редактор
Именитый маршал сообщил писателям, что их вариант гимна понравился Сталину, но у него есть и ряд вопросов к тексту. Ворошилов показал авторам их стих с пометками вождя, после чего дал ряд указаний и предложил им продолжить работу в направлении, указанном Сталиным. Благосклонность Сталина к стихам Михалкова и Эль-Регистана не случайна: еще с начала войны власти для большего сплочения народа сменили ориентиры с интернационалистических на патриотические, что нашло отражение в тексте двух писателей, но практически отсутствовало в других вариантах.
26 октября 1943 года состоялось очередное прослушивание гимнов. После него Сталин связался с Михалковым и Эль-Регистаном и посетовал, что в тексте нет слов о Красной армии и ее победах. Писатели моментально включились в работу, написали еще один куплет и передали обновленный текст Ворошилову. 28 октября писателей срочно вызывают в Кремль.
В Кремле, по словам Михалкова, писателей ждала встреча со Сталиным и другими лидерами СССР. Вождь вернул им свежий вариант стихов со своими пометками и дал указания внести корректировки прямо на месте. Поняв, что Михалков и Эль-Регистан ужасно смутились при виде тех, кого обычно видят на портретах, Сталин приказал дать им отдельное помещение и карандаши. В тот же день гимн был написан и тут же утвержден присутствовавшими здесь вождями.
Но у гимна все еще не было музыки. Мелодия Шостаковича, по мнению Сталина, звучала не слишком торжественно. Поэтому за основу было решено взять все тот же «Гимн партии большевиков» за авторством композитора Александрова. Наконец, 14 декабря 1943 года окончательный вариант гимна был утвержден, после чего последовал торжественный ужин, куда были приглашены и авторы.
Премии и лечение заикания Сталиным
Кроме ужина с лидерами СССР Михалкова и Эль-Регистана ждала и материальная награда. За участие в конкурсе каждого из них ждала премия в 100 тысяч рублей плюс надбавки по 4 тысячи за каждый представленный вариант. Кроме того, Сергею Михалкову была выделена четырехкомнатная квартира, жилье Михалкова же передали Эль-Регистану, который в Москве владел лишь комнатой в коммуналке. Но о самой необычной награде сообщила Тамара Аветисян, подруга Эль-Регистана:
Авторы упросили Сталина подарить им карандаш, которым вождь делал пометки. Правленный им текст вместе с карандашом хранились у Габо, а после его смерти перешли к Михалкову.
Как пишет в своих воспоминаниях Сергей Михалков, в 1965 году на основе своей работы над гимном и личного участия Сталина в корректировке текста он придумал такой анекдот:
Даем мы Сталину текст, – рассказывал Михалков. – Он читает. И один куплет ему не понравился. Сталин спрашивает: «А кто написал этот куплет?» И надо же, этот куплет как раз написал я. Я говорю: «Из-звините, т-товарищ Сталин, я з-заикаюсь…» А Сталин говорит: «А вы, товарищ Михалков, не заикайтесь». Так я неделю после этого не заикался!
Но у анекдота была и реальная основа. По словам Михалкова, на личной встрече со Сталиным во время торжественного ужина по случаю утверждения гимна вождь на заикание писателя ответил ему так:
И не заикайтесь! Я сказал Молотову, чтобы он перестал заикаться, он и перестал.
Первый раз гимн СССР прозвучал 1 января 1944 года, после чего его ждала непростая судьба. Уже в 1956 году, на волне борьбы с культом личности Сталина, гимн стал исполнятся без слов. В корректировке 1977 года, которую выполнял сам Михалков, были убраны слова о Сталине, а также о Красной армии и борьбе с захватчиком. В 1991 году, с развалом СССР, исчезла надобность и в союзном гимне, а в Российской Федерации его место заняла «Патриотическая песня» Глинки. Лишь в 2000 году наша страна вернулась к уже знакомой мелодии, а новые стихи, не имевшие уже упоминания о коммунизме и партии, вновь написал Сергей Михалков, став таким образом автором текста сразу трех государственных гимнов.
Источники:
Сергей Михалков. Самый главный великан;
Интервью с Тамарой Аветисян
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О попытке покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля;
О Георгие Гапоне: священнике, революционере и провокаторе;
О храбрых защитниках Аджимушкайских каменоломен