В статье на основании эпизода из студенческой жизни поговорим об отношении некоторых людей к Донжуанским линиям в биографиях великих поэтов, а также о том, почему одним прощается все, а другим - нет.
А также о жизни, истории и судьбе, которые все расставили по своим местам.
Когда много лет назад моя бабушка училась на филфаке, у них в группе был паренек.
Бабушка говорила, что его звали то ли Емелей, то ли Еремой. Мне всегда казалось, что так она называла его иносказательно.
Почему? Поговорка у нее была любимая: Мели Емеля, твоя неделя.
Возможно, так бабуля выражала свое отношение к некоторым интересным выходкам парня.
Эпизод из студенческой жизни бабушки
Когда изучали они Пушкина, преподаватель рассказал, что-то типа анекдота.
Каждое поколение студентов-парней-филологов интересуется, почему Пушкина никто и сейчас не осуждает за его "Дон-Жуанский список".
А обычных мужчин все дамы называют за такое поведение плохими словами. Откуда такая несправедливость?
Тогда преподаватель защитил великого поэта, сказав, что до Пушкина еще дорасти нужно.
Он не обижал дам, по словам филолога. Он наше все, и этим все сказано.
На этом тогда обсуждение анекдота и закончилось.
Но при изучении биографии Тютчева эта тема "всплыла" снова, и обсуждение приобрело неожиданный для педагога оборот.
С чего весь сыр-бор? С того, что эти поэты все-таки наказаны судьбой
Преподаватель начал с того, что рассказал о двух законных женах Федора Ивановича.
Потом лектор очень много рассказывал о той, кому был посвящен Денисьевский цикл стихов.
О последней возлюбленной поэта, которая была его вдвое моложе.
Она, по сути, была его второй, как сейчас бы сказали, гражданской женой. И поэт по-настоящему жил на два дома.
А после того, как Елены Александровны не стало, всех детей Тютчева от всех его возлюбленных "довоспитывала" его законная супруга.
Вот в этом месте лекции тот самый Емеля, о котором мы писали выше, произнес короткий монолог.
То есть, Уважаемый преподаватель, Вы все еще продолжаете утверждать, что Пушкину можно, Тютчеву тоже, а мне нельзя?
А по мне, так сами история и жизнь показали, что никому нельзя?
Вам не кажется, что Вы сами нам только что доказали обратное тому, что утверждали о Пушкине.
Есть Пушкин, Тютчев. Они поэты, но они и "человеки" тоже.
Вот как люди они наказаны, а как поэты признаны!!! И сказки все это про Юпитера!
А, может быть, и правда наказаны?
Преподаватель пытался сначала спорить, а потом понял, что все-то, что он собирался дальше рассказывать о творчестве Тютчева - это и есть прямое доказательство того, что сказал его студент.
Психологизм и осознание своей вины перед окружающими - перед всеми женщинами, которые его когда-то окружали, - преследовали поэта.
Они то и дело мелькали между его строк. Часто прорывались так, что от его строк хотелось плакать.
С той лекции педагог ушел в полной уверенности, что учитель должен всю жизнь учиться, в том числе и у новых поколений.
А еще он уверился в том, что судьба обоих поэтов и их близких показала, что так никому "не можно".
Увидеть это можно только на расстоянии, через годы, через века.
Почему он раньше не видел, свою позицию защищал?
А как Вы считаете, что позволено Юпитеру, другим как? Может, изначально прав был педагог-филолог?